HTML clipboard
ГЕРАКЛИТ
[Свидетельства о жизни, сочинении, учении]
Перевод и редакция А. О. Маковельского
(Маковельский А. Досократики. - Мн.: Харвест, 1999. - 784 с.)
Текст с сайта http://www.biblioclub.ru/
(см. раздел "Философия от античности до современности") Текст в формате
PDF можно скачать или просмотреть
здесь: http://geraklit.moy.su/load/1-1-0-2
О других размещенных на сайте материалах данной книги, касающихся Гераклита,
см.: http://geraklit.moy.su/news/2009-06-10-9
Авдевич Виктор, avictor0107@gmail.com , июнь 2009 г.
А. Жизнь и учение
Жизнь
1.
Диоген IX 1 - 17.
(1) Гераклит, сын Блосона или, как говорят некоторые, Гераконта, из Эфеса. Акме его пришлось на 69 олимпиаду (504-501). Более, чем кто бы то ни было, он отличался надменностью и высокомерием, как видно и из сочинения его, в котором он говорит (цит. В 40): "Многознание не научает уму. Ибо в противном случае оно научило бы Гезиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея". Дело в том, что (цит. В 41) "мудрость заключается в одном: познавать мысль как то, что правит всем во всем". Он говорил (цит. В 42), что "Гомер заслуживает изгнания из общественных собраний и наказания розгами, и точно того же (заслуживает) Архилох".
(2) Он говорил также (цит. В 43). "Самомнение должно гасить скорее, чем пожар" и (цит. В 44) "За закон народ должен биться, как за (свои) стены". Бранит он также эфесян за то, что они изгнали его друга Гермодора, в следующих выражениях (цит. В 121). "Эфесяне заслуживают того, чтобы у них все взрослые перевешали друг друга и оставили бы город для несовершеннолетних, за то, что они изгнали наилучшего своего мужа Гермодора, говоря:
"Пусть не будет среди нас никто наилучшим. А если такой оказался, то пусть он живет в другом месте и с другими". Также, когда (сограждане) обратились к нему с просьбой издать для них законы, он пренебрежительно отказался по той-де причине, что в государстве уже укоренился худой образ правления.
(3) Удалившись же в храм Артемиды, он проводил время, играя с детьми в кости. Когда же эфесяне начали собираться вокруг него, он сказал: "Чему вы, негоднейшие, удивляетесь? Разве не лучше заниматься этим, чем вместе с вами вести государственные дела?" И, наконец возненавидев людей и уединившись, он жил в горах, питаясь растениями и травами. Однако, впав вследствие этого в водяную болезнь, он вернулся в город и стал задавать врачам в форме загадки вопрос: могут ли они из наводнения сделать засуху? Так как те не понимали (его вопроса), то он (оставив их) велел зарыть себя в хлев, надеясь, что от навоза быков жидкость (в нем) испарится. Не поправившись нисколько и от этого средства, он умер шестидесяти лет от роду. (Следует эпиграмма Лаэрция.)
(4) Гермипп же рассказывает, что он говорил врачам, может ли кто-нибудь (из них), сдавив внутренности, извергнуть жидкость. Когда же те ответили отрицательно, он лег на солнце и
приказал мальчикам намазать (его) бычачьим навозом. Мучаясь таким образом, он скончался на второй день и был погребен на площади. Неанф же Кизикский рассказывает, что не будучи в состоянии сорвать (с себя) навоз, он остался (в таком виде), и вследствие изменения внешнего вида был не узнан собаками и съеден ими.
(5) Он был странным с детства, так как, будучи юным, говорил, что ничего не знает, возмужав же, стал говорить, что он все знает. Он не был ничьим учеником, но, по его собственным словам, (цит. В 101) он вопрошал самого себя и был самоучкой. Сотион же сообщает, что, по свидетельству некоторых, он был учеником Ксенофана. Аристон в сочинении: "О Гераклите" говорит, что он излечился от водяной болезни и умер от другой болезни. Это также говорит Гиппобот. Приписываемая же ему книга носит общее заглавие "О природе", делится же на три части: на речи о вселенной, о государстве и о божестве.
(6) Он положил ее в храм Артемиды. Как говорят некоторые, он намеренно написал ее довольно темно, чтобы только более сильные умы имели к ней доступ и чтобы она не была общераспространенной и вследствие этого не вызывала бы к себе презрительного отношения (со стороны толпы). О нем также пишет Тимон:
"Среди них выступил бестолковый крикун1, презиравшей народную массу Гераклит Темный". Феофраст же говорит, что он написал одни вещи незаконченными, другие же заключающими противоречия по причине меланхолии. Пример же его великодушия приводит Антисфен в "Сменах". А именно (он сообщает), что Гераклит уступил брату царское достоинство. Сочинение же его приобрело такую славу, что появились у него последователи, так называемые гераклитовцы.
1 Собственно: "кричащий по-петушиному".
(7) Мнения же его в общем следующие. Все произошло из огня и в огонь все разрешается. Все совершается по определению судьбы, и сущее представляет собой гармонию благодаря противоположным стремлениям. И все полно душ и демонов. Также он высказался обо всех явлениях в мире и (сказал), что солнце по величине таково, каким оно кажется. Говорит он также (цит. В 45): "По какой бы дороге ты ни шел, не найдешь границ души: настолько глубока ее основа". Он (говорил, что самомнение есть падучая болезнь (В 46) и что зрение обманчиво. Иногда в своем сочинении он говорит ясно и определенно, так что и самый непонятливый легко поймет и почувствует подъем духа. Сжатость же и сила выражения (у него) несравненны.
(8) Отдельные учения его следующие. Огонь
есть стихия, все есть изменение огня (В 90) и возникает вследствие разрежения и сгущения 2. Ясно же он ничего не излагает. И все возникает по противоположности и все течет наподобие реки (срв. В 12, 91). Вселенная конечна, и мир один. Он рождается из огня и вновь обращается в огонь (и эта смена совершается) периодически в течение всей вечности. Происходит же это по определению судьбы. То, что ведет к возникновению противоположностей, называется войной и раздором (В 80), а то, что ведет к (мировому) пожару, называется согласием и миром. Изменение есть путь вверх и вниз, и согласно ему происходят явления в мире.
2 Огонь, как тончайший элемент, не может разрежаться. Притом, по Гераклиту, все переходит в свою противоположность, с чем несовместим принцип разрежения и сгущения. Вероятно, последний по ошибке перенесен на Гераклита с Анаксимена.
(9) Ибо, сгущаясь, огонь делается жидким и, уплотняясь, становится водой, вода же, отвердевая, обращается в землю. Это есть путь вниз. С другой же стороны, земля рассыпается и из нее возникает вода, из последней же остальные вещи, причем он почти все сводит к испарению, (поднимающемуся) от моря. Это есть путь вверх. Испарения же бывают и от земли, и от моря, одни светлые и чистые, другие же темные. Огонь увеличивается от светлых (испарений), влага же от других. Что же такое представляет собой атмосфера, он не разъясняет. Однако (он говорит), что в ней находятся корыта, обращенные к нам полой стороной, где светлые испарения, собираясь,
образуют огни и это суть светила.
(10) Наиболее же светлым и горячим является пламя солнца. Ибо прочие звезды далее отстоят от земли и вследствие этого менее светят и греют, а луна, хотя она (и находится) наиближе к земле, проходит не по чистому месту. Солнце же находится в (месте) прозрачном и чистом и имеет от нас умеренное расстояние. Поэтому оно в большей степени греет и светит. Солнечное же и лунное затмения происходят, когда корыта поворачиваются кверху. Изменения же вида луны в течение месяца (фазы луны) происходят вследствие того, что корыто ее понемногу поворачивается. День, ночь, месяцы, времена года, годы, дожди, ветры и тому подобные (явления) происходят вследствие различных испарений.
(11) А именно, светлое испарение, воспламененное в круге солнца, производит день, когда же одержит верх противоположное (испарение), делается ночь. И теплота, усиливающаяся от светлого (испарения), производит лето; влага же, увеличивающаяся от темного (испарения), производит зиму. Подобным же образом он объясняет причины и прочих (вещей). Относительно же того, какова земля, а также каковы (небесные) корыта, он ничего не говорит. Таковы-то были его мнения.
Что же касается Сократа и мнения,
высказанного последним, когда он познакомился с сочинением (Гераклита), которое ему принес Эврипид, как сообщает Аристон, то (об этом) мы сказали в отделе о Сократе (см. А 4).
(12) (Однако грамматик Селевк говорит, что некто Кротон в "Водолазе" сообщает, будто некий Кратес первый принес в Грецию книжку его.) Он (Сократ) сказал, что (эта книга) нуждается в делосском водолазе, который бы не утонул в ней. Одни приписывают ей заглавие "Музы", другие "О природе", Диодот же - "Точный руль для направления жизни", другие - мнение о нравах, строй единого всеобщего образа мыслей3. Рассказывают, что на вопрос, почему он молчит, Гераклит ответил: "чтобы вы болтали". Дружбой его пожелал обладать Дарий и написал к нему следующее письмо. [В следующих §§ 13-14 письмо Дария (на аттическом диалекте) и ответ Гераклита (на ионическом диалекте), которые, как и остальные семь писем, не стоит приводить.]
3 Или по другим чтениям: "указатель нравов, строй образа мыслей, единый вместо всех", или "указатель нравов и прекрасный строй образа мыслей, единый и всеобщий". По мнению Дильса, эти слова первоначально были продолжением стихов Диодота. Вероятно, это было не заглавием, но
motto сочинения Гераклита; на основании его некоторые полагают, что главная тенденция сочинения Гераклита была этической.
(15) Вот каков был этот муж и в отношении к царю. Димитрий же в "Омонимах" говорит, что он презирал и афинян, среди которых пользовался весьма большой славой, и, хотя эфесцы его презирали, он предпочел жить на родине. Упоминает его также Димитрий Фалерский в
"Апологии Сократа". Весьма многие занимались объяснением его сочинения. А именно, Антисфен, Гераклид Понтийский, Клеанф, стоик Сфер, а также Павзаний, прозванный гераклитовцем, Никомед и Дионисий. А из грамматиков Диодот, который говорит, что (это) сочинение (заключало учение) не о природе, но о государстве, изречения же о природе приводились в виде примера.
(16) Иероним же сообщает, что Скифин, автор "Ямбов", принялся излагать его учение в стихах. Ходит много эпиграмм на него, в том числе и следующая: "Я Гераклит. Что вы, невежды, таскаете меня во все стороны (вверх и вниз)? Я трудился не для вас, но для знающих меня. Для меня один человек тридцать тысяч, а несметное множество никто. Это я скажу даже при Персефоне".
И другая следующая:
"Не читай быстро книгу Гераклита Эфесского. Право, путь (этот) весьма труднопроходимый. Тьма и мрак непросветный. Но если бы тебя ввел (в нее) посвященный, то она (стала бы для тебя) светлее ясного солнца".
(17) Имя Гераклита носили пять (известных лиц); во-первых, сам вышеупомянутый; во-вторых, лирический поэт, которому принадлежит панегирик двенадцати богам; третий
- элегический поэт из Галикарнасса, на которого Каллимах сочинил следующее: "Гераклит, некто мне рассказал твою судьбу и ввел меня в слезы" и т. д.; четвертый - лесбосец, написавший историю Македонии; пятый - (писатель), соединявший серьезное с шутками, перешедший к этому роду письма от игры на цитре.
1 а.
Сеида.
Гераклит, сын Блосона или Баутора, а, по другим Геракина, эфесец, философ, занимавшийся исследованием природы,
прозванный Темным. Он не был учеником никого из философов, но был одарен от природы и стал знающим благодаря (своим) стараниям. Захворав водяной болезнью, он не дал лечить себя врачам, как те хотели, но сам, намазав всего себя навозом, стал сушиться на солнце, и, когда он лежал, пришли собаки и разорвали его. Другие же рассказывают, что он умер, так как его засыпали песком. По свидетельству же некоторых, он был учеником Ксенофана и пифагорейца Гиппаса. Он жил в 69 олимпиаду (504 - 1) при Дарий Гистаспе и написал много в стихах.
2. Страбон XIV 3 р. 632. 633
(Ферекид) сообщает, что после переселения эолян во главе выселения ионян стал Андрокл, законный сын афинского царя Кодра, и он основал Эфес. Поэтому-то, говорят, там образовалось ионийское
царство, и еще ныне лица, происходящие из этого рода, именуются царями и пользуются некоторыми почестями, (а именно)
председательством на играх, пурпурным платьем со знаками царского рода, палкой, подобной скипетру, и (правом совершения)
жертвоприношений Деметре Элевсинской.
3.
Климент Strom. I 65.
А именно, Гераклит, сын Блисона, убедил тирана Меланкому сложить с себя власть. Он (же) пренебрег приглашением царя Дария переселиться в Персию.
3 а.
Страбон XIV 25 р. 642.
Замечательными мужами из древних в Эфесе были Гераклит, по прозванию Темный, и Гермодор, о котором первый говорит (цит. В 121). Как кажется, последний написал какие-то законы для римлян4.
Плиний Н. п. XXXIV 21.
Была на площади (римском форуме) также (статуя) Гермодора Эфесского, толкователя законов, которые писали децемвиры. (Эта статуя была) официально освященной.
4 Рассказ об участии Гермодора в римском законодательстве легендарен.
3 b.5
Фемистий π. αρετές p. 40 (Rh. Mus. 27, 456 след.).
Эфесяне привыкли к жизни в довольстве и веселии. Но вот во время войны с ними персы осадили их город. Эфесяне продолжали, по своему обыкновению, веселиться.
В городе между тем начал ощущаться недостаток съестных припасов. Когда голод стал сильно мучить граждан, они собрались посоветоваться, что им делать, чтобы не было недостатка в продовольствии. Но никто не решался дать им совет ограничить свои широкие потребности. Тогда один муж, по имени Гераклит, взял ячную кашу, смешал ее с водой и стал, сидя среди них, есть ее, и это было немым поучением всему народу. История рассказывает, что эфесяне тотчас поняли это наставление и не нуждались более ни в каком другом; они разошлись, увидев на деле, что для того, чтобы иметь в достаточном количестве пищу, они должны несколько сократить свои широкие потребности. Когда же их враги услышали, что они научились жить порядочно и стали обедать по совету Гераклита, они ушли от города и таким образом, победители в (состязании) оружием, они очистили поле перед кашей Гераклита.
5 В этом анекдоте указывается лаконизм
Гераклита. Исторической ценности данный анекдот не имеет.
Плутарх de garr. 17 p. 511 8 С.
Другие же, символически без слов высказывающие то, что следует, разве не вызывают особенной похвалы и удивления к себе? Так, когда граждане думали, что Гераклит выскажет какое-либо мнение о согласии, он, взойдя на ораторскую кафедру, взял бокал холодной воды, насыпал (туда) ячменной муки, помешал папоротником, выпил и ушел (не сказав ни слова) и (таким образом) показал им, что сохраняет города в мире и согласии довольство тем, что имеешь, и отсутствие желания роскошной жизни.
Сочинение
Срв. А1 §§5-7. 12. 15. 16.
4.
Аристотель Rhet. Г 5. 140 b 11
6.
Вообще же написанное должно быть легко читаемым и удобопонятным. Это - одно и то же. А это свойство дает (письменной речи) обилие связок; не обладает же (этим свойством речь, имеющая) мало связок и (такая), которую нелегко разметить, как например, речь Гераклита. А именно, речь Гераклита трудно разметить вследствие того, что неясно, к чему (что) относится - к предыдущему или к последующему, как, например, в начале его сочинения. А именно, он говорит: "к слову сущему всегда непонятливы люди" (В1). Ведь неясно, к чему следует отнести слово "всегда".
6 Особенностям речи Гераклита уделяет внимание Е. Warmbier, Studia Heraklitea, 1891. Он отмечает ряд других случаев (кроме указанного Аристотелем), где у Гераклита неясно, к чему должно быть отнесено слово, какого оно рода и т.п. Указывает он и на удивительную краткость изречений Гераклита и отмечает применяемые Гераклитом фигуры: antithesis, oxymoron, paronomasia, homoeoteleuton, asydeton, parison.
Димитрий 192.
Ясность же - в более длинных (речах): во-первых, в определенных, во-вторых, в связных. Речь же бессвязная и афористическая совершенно неясна. Ибо вследствие бессвязности не видно начала каждой части. Такова, например,
речь Гераклита. Дело в том, что большей частью его изречения являются темными вследствие отрывочности.
Диоген II 22.
Рассказывают, что Эврипид, дав ему (Сократу) сочинение Гераклита, спросил его, какого он мнения о последнем. Тот же ответил: "То, что я понял, превосходно. Думаю, что таково же и то, чего я не понял. Впрочем, для него нужен делосский водолаз".
Учение
Срв. извлечения из "Мнений физиков" Феофраста А 1,7 (косвенные) и 8 - 11 (прямые).
5.
Аристотель Metaph. А 3. 984 а 7 (см. с. 8, 7, стр. 81). Симплиций phys. 23t 33 (из Феофраста, D. 475).
Метапонтинец же Гиппас и эфесец Гераклит точно так же (признают начало) единым, движущимся и ограниченным, но началом они сочли огонь; из огня, по их мнению, возникает (все) существующее через (его) уплотнение и разряжение, и снова (все) разрешается в огонь, так как огонь единая природа, лежащая в основании (всего). А именно, Гераклит говорит, что все есть изменение огня. Также он принимает некоторый порядок и определенное время для перемены мира согласно
роковой необходимости.
Аэций I 3, 11 (D. 283).
Гераклит и Гиппас из Метапонта (считают) началом всего огонь, ибо они говорят, что из огня все возникает и в огонь все в конце концов разрешается. От погасания огня образуются все вещи. А именно, сперва самая плотная часть его, стягиваясь, становится землею, затем земля, распускаясь от (действия) огня, становится водой по (своей) природе, (вода) же, испаряясь, делается воздухом. С другой же стороны, мир и все тела уничтожаются огнем в (мировом) пожаре. Срв. 5, 5 стр.
Гален de elem. sec. Hipp. I 4.
И те, которые огонь (признали элементом), точно так же (полагают), что из него через сгущение и уплотнение возникает воздух, при дальнейшем сгущении и сильнейшем сжатии (образуется) вода, при наибольшем же сгущении получается земля. И они заключают, что стихия есть это (т. е. огонь).
6.
Платон Cratyl. p. 402 А.
Где-то говорит Гераклит, что все движется и ничто не покоится, и, уподобляя сущее течению реки, он говорит, что невозможно дважды войти в ту же самую реку (срв. В 12).
Аэций I 23, 7 (D. 230).
Гераклит устранял из вселенной покой и неподвижность. Ибо это - (свойство) мертвых. Он приписывал движение
всем вещам: вечное вечным и временное тленным.
7.
Аристотель Metaph. Г 3. 1005 b 23.
Ведь невозможно допускать, чтобы какая-либо одна и та же (вещь) существовала и (в то же время) не существовала, как, по мнению некоторых, говорил Гераклит.
8.
Аэций 1722 (D. 303).
Гераклит (учит), что вечный круговрашающийся огонь (есть бог), судьба же - Логос (разум), созидающий сущее из противоположных стремлений. I 27, 1 (D. 322 по Феофрасту) Гераклит: все происходит по определению судьбы, последняя же тождественна с необходимостью. 28, 1 (D. 323 по Посидонию) Гераклит объявил сущностью судьбы Логос, пронизывающий субстанцию вселенной. Это - эфирное тело, сперма рождения вселенной и мера назначенного круга времени. Срв. с. 8, 8.
9.
Аристотель de part anim. A 5. 645 а 17.
Так сказал, передают, Гераклит чужеземцам, желавшим поговорить с ним. Когда они, подойдя, увидели, что он греется у очага, и остановились, (он велел им смело войти: ибо и здесь есть боги). Подобным образом и к исследованию каждого из животных следует подходить смело, с мыслью, что во всех (животных) есть нечто естественное и прекрасное.
10.
Аристотель de caelo A 10. 279 b 12.
Итак,
все говорят, что (небо7) возникло, но одни (полагают), что, хотя оно имеет начало, (но будет существовать) вечно; другие же (считают его) конечным, как и вообще все, что по своей природе является образовавшимся (составным); третьи же, как например, Эмпедокл Акрагантский и Гераклит Эфесский, (считая его) преходящим, (принимают) периодические смены его состояний и это (чередование) признают вечным. Phys. Г 5. 205 а 3. Так, Гераклит говорит, что бывает время, когда рождается огонь8.
7 "Небо" у Аристотеля в смысле "вселенная".
8 Аристотель имеет здесь в виду вечную смену мира у Гераклита; конец мира всякий раз представляет собой "рождение огня".
Симплиций de cael. 94, 4 Heib.
Гераклит говорит, что мир то гибнет в огне, то вновь возникает из огня (и это совершается) по некоторым периодам времени. Его (собственное) выражение гласит: мерами вспыхивающий и мерами гаснущий (В 30). Этого же мнения позже держались и стоики. Срв. В 31.
Аэций II1. 2 (D. 327).
По мнению Гераклита... мир один. 4, 3 (D. 331). По Гераклиту, мировой порядок имеет свое начало не во времени, но в мысли. 11, 4 (D. 340). Парменид, Гераклит... считают небо огненным.
11.
Аэций II 13, 8 (D. 342).
Парменид и Гераклит: светила (суть) сгустки огня. 17, 4 (D. 346). По Гераклиту... светила питаются испарениями, (поднимающимися) от земли.
12.
Аэций II 20, 16 (D. 351).
Гераклит... солнце есть разумное пламя морского происхождения.
—
— 22, 2 (D. 352) (солнце) имеет форму кривой
ладьи.
— — 24, 3 (D. 354). (Солнечное затмение
происходит) вследствие поворота
корытообразного (солнца) таким образом, что полая сторона (его) оказывается вверху, выпуклая
же внизу перед нашим взором.
— — 27, 2 (D. 358). По Гераклиту, (луна) имеет форму ладьи.
—
— 28, 6 (D. 359). По мнению Гераклита, солнце и луна суть одинаковые явления. А именно, будучи по своей форме корытообразными светилами, они принимают лучи9 от влажного испарения и имеют светлый внешний вид. Солнце светлее, так как оно носится в более чистом воздухе, луна же (находится) в более мутной среде и поэтому
кажется более темной.
— — 29, 3. Гераклит... (лунное затмение происходит) вследствие поворота и наклонений10 корытообразной (луны).
9 Таким образом, по Гераклиту, солнце не испускает лучи, но вбирает их в себя.
10 "Наклонениями" объясняются фазы луны.
13.
Аэций 32, 3 (D. 364).
По Гераклиту, (великий год) состоит из 10 800 солнечных лет.
Срв. Цензорин 18, 10.
Этот год некоторыми называется также гелиаком11; другие (Гераклит?) называют его божьим годом... (11) Аристарх считал его равным 2484 годам вращения (солнца)... Гераклит и Линь -10 800.
11 Т. е. солнечным.
Примечание. Гераклит первый делает попытку
вычислить продолжительность мирового года (т. е. времени от возникновения мира до мирового пожара). Полагают, что он в своих вычислениях руководился следующими соображениями. Он считал продолжительность человеческого поколения равной 30 годам и принимал этот промежуток времени за день космического года. Заключая в себе 360 таких дней, "великий год" равен 30 χ 360 = 10800 наших лет. Есть еще другое мнение, по которому великий год Гераклита равен 18000 годам. Подобно тому, как продолжительность человеческого поколения равна 30 годам, и мир имеет 30 лет жизни, то есть 30 χ 12 = 360 мировых месяцев. Но каждый мировой месяц равен нашему столетию (мировой месяц = век). Таким образом получим всего 36 000 наших лет: этот цикл распадается на "путь вверх" и "путь вниз". Разделив 36000 на 2, получим 18000 "великий год". Такова гипотеза Шустера.
14.
Аэций III 3, 9 (D. 369).
По мнению Гераклита, гром бывает вследствие скопления ветров и облаков и вторжения ветров в облака; молнии - вследствие воспламенения испарений; зарницы же вследствие зажжения и потухания облаков.
14 а.
Никандр Alex. 171 след. (срв. В 84).
И ты бы погрузился в горькое темно-синее море,
которое вместе с огнем Землеколебатель отдал в рабство (ατμέ νειν) ветрам. Ведь, в самом деле, вечно живой огонь укрощается противными ветрами и широко разлившаяся (οχύνετον) вода бежит перед ветрами (άργέστας), и таким образом разбушевавшееся гневное (море) безгранично властвует над кораблями и над утопающими (Ιμφνορεων) юношами. Дерево же повинуется ненавистному огню согласно закону.
Схолии. Слово ατμεύειν значит быть рабом, быть подчиненным, ибо рабы называются άτμένες. Что же касается того, что море и огонь подчиняются ветрам по божественному, очевидно, закону, то это также говорят Гераклит и Менекрат. (Выражение) άργέστας все равно, что ветры; όχίνετον же значит: широко разлившийся, ибо α здесь альфа intensivum (усиливающая значение). Итак, этими (словами) также и Гераклит хочет сказать, что, по его мнению, все (вещи) противоположны друг другу... Безгранично властвует над кораблями: (сказано так), потому что корабли подчинены морю, огню же дерево. (Выражение же): юношей "έμφνορεων" значит "погибающих в море".
15.
Аристотель de anima A 2. 405 а, 24.
И Гераклит (также, как, Диоген 51 А 20) считает душу началом, если в самом деле (он признает ее)
испарением (В 12), из которого образуются остальные (вещи).
Макробий S. Scip. 14, 19.
Физик Гераклит (считает душу) искоркой, по существу звездочкой.
Аэций IV 3, 12 (D. 389).
Гераклит (полагал), что мировая душа есть испарение, идущее от находящейся в мире влаги, душа же животных (происходит, по его мнению) от испарения внешнего и находящегося в них внутреннего; мировая душа и душа животных) однородны. (Срв. с. 8, 9).
16.
Секст adv. math. VII126 след. (126).
И по мнению Гераклита, кажется, будто человек обладает двумя органами для познания истины: ощущением и разумом. И вот из них ощущение он, подобно вышеупомянутым физикам, счел не заслуживающим доверия, разум же признавал критерием (истины). А ощущение он опровергает в буквально следующих выражениях (цит. В 107), что равносильно такому (положению): "доверять неразумным ощущениям - свойство грубых душ". (127). Но не всякий разум объявляет он судьею истины, а только общий и божественный. Должно вкратце объяснить, что это такое. А именно (наш) физик считает окружающую нас (среду) разумной и одаренной сознанием. (128) Гораздо раньше эту (мысль) высказывает Гомер (XVIII163):
"Ведь у живущих на земле людей таков образ мыслей, какой приведет для (данного) дня отец людей и богов".
Также Архилох говорит, что у людей такие мысли, "какие Зевс приводит ежедневно". То же самое сказано и у Эврипида (Troad. 885):
"Кто бы ни был ты, нелегко доступный познанию Зевс, необходимость ли природы или ум смертных, к тебе вознес я свою молитву".
(129) Итак, втянув (в себя) через дыхание этот божественный Логос, мы, согласно Гераклиту, становимся разумными, и во сне мы теряем сознание, при пробуждении же мы снова в уме. Дело в том, что во сне, вследствие закрытия пор органов чувств, ум, находящийся в нас, обособляется от окружающей его (среды), теряя (прежнюю) тесную связь (с ней); остается единственное сообщение через дыхание, которое служит чем-то вроде корня, и разлучившийся (со своим источником ум наш) теряет ту силу памяти, которую имел раньше.
(130) Когда же мы снова просыпаемся, он, высунувшись через поры органов чувств, как бы через некие окошечки, и сойдясь с окружающей средой, облекается мыслительной силой. Итак, подобно тому как угли, изменяясь от приближения к огню, становятся пылающими,
удаленные же (от огня) гаснут, точно так же часть окружающей среды, принятая нашими телами, при отделении (от своего источника;) становится почти неразумной, при соединении же (с последним) посредством величайшего множества пор делается однородной со вселенной.
(131) Так вот этот общий и божественный разум, через участие в котором мы становимся разумными, Гераклит называет критерием истины. Отсюда заслуживает доверия то, что является всем вообще, (ибо это воспринимается общим и божественным разумом), а то, что является кому-либо одному, то неверно по противоположной причине.
(132) Итак, вышеупомянутый муж в начале (своего сочинения) "О природе", указывая некоторым образом на окружающую среду, говорит (цит. В 1). (133) Ясно высказав в этих (словах), что мы все делаем и мыслим по участию в божественном разуме, немного ниже он прибавляет (цит. В 2). Это же есть не что иное, как объяснение способа устроения вселенной. Вследствие этого мы обладаем истиной относительно всего того, в чем мы приобщились к памяти его, относительно же всего того, в чем мы не имели общения с ним, мы обманываемся. (134) Ведь теперь вполне ясно и в этих (выражениях) он
провозглашает общий разум критерием и говорит, что то, что является всем, заслуживает доверия, так как оно как бы представляет суждение общего разума, а то, что (является) каждому особо, то ложно. VIII 386 И в самом деле, Гераклит ясно говорит, что человек неразумен и что умом обладает только окружающая среда (см. выше VII 127).
Об этом Аполлоний Тианский ер. 18. Физик Гераклит сказал, что человек по природе неразумен (=fr. 133 Byw.).
17.
Аэций IV 7, 2 (D. 393).
(По мнению Гераклита, душа бессмертна). Ибо, выходя (из тела) в мировую душу, она возвращается к однородному (с ней).
18.
Аэций V 23 (D. 434).
Гераклит и стоики (говорят), что люди начинают мужать около второго семилетия, когда приблизительно приходит (у них) в движение семенная жидкость.
19.
(fr. 87-89 Byw.). Плутарх def. or ас. 11. 415 D.
Читающие (у Гезиода): "возмужалых" считают поколение по Гераклиту в 30 лет, так как в это время родитель делает своего сына отцом.
Филон fr. Harris, p. 20.
Человек может стать дедом на тридцатом году и бывает зрелым приблизительно в возрасте четырнадцати лет; в этом возрасте он уже обсеменяет, посеянное же
(им), родившись в течение года, в свою очередь на пятнадцатом году рождает подобного себе.
Срв. Цензорин 17, 2.
Век есть самый длинный промежуток человеческой жизни, границы которого образуют рождение и смерть. Поэтому те, которые считали веком тридцать лет, по-видимому, сильно ошибались. Это именно время Гераклит назвал генеей (т. е. поколением), так как в этом промежутке времени заключается круг возраста. Кругом же возраста он называет время, в течение которого человеческая природа возвращается от посева к посеву.
Ошибочно понято у I. Лида de mens. Ill 14. Отсюда весьма метко Гераклит называет месяц поколением.
20.
Халкидий с. 251 р. 284, 10 Wrob. (вероятно, из коммент. Посидония к Тимею).
Гераклит, к которому примыкают стоики, связывает наш разум с разумом божественным, правящим и устрояющим (все) в мире: вследствие неразрывной связи (с последним) став знающим разумное определение, он, во время покоя души, при посредстве чувств предвещает будущее. Вследствие этого и происходит, что являются образы неизвестных мест и тени людей живых и мертвых. То же самое доказывают случаи прорицания, а также тот факт, что предсказывают
достойные, наставляемые божественными силами.
21.
Климент Strom II130.
Дело в том, что, как говорят, Анаксагор Клазоменский считал целью жизни научное исследование и (проистекающую) от него свободу, Гераклит же Эфесский - удовлетворенность (в смысле гедонистическом, согласно Феодориту).
22. (43 В)
Эвдем. Этика VII 1. 1235 а 25
И Гераклит порицает выдумавшего: "Да исчезнет вражда из среды богов и людей" (Гомер XVIII 107). Ибо не существовала бы гармония, если бы не было высокого и низкого (тона), и не было бы животных, если бы не было образующих противоположность самца и самки. Симплиций Cat. 412, 26 прибавляет к стиху Гомера: ибо он (Гераклит) говорит, что (в таком случае) все исчезнет.
Нумений fr. 16 (у Халкидия).
Нумений хвалит Гераклита за то, что тот порицает Гомера, который предпочел бедствиям жизни гибель и уничтожение, так как он не понимал, что мир стал бы разрушаться, если бы начала исчезать материя, которая есть источник бедствий.
23. 14 В
Полибий IV 20.
Притом не следовало бы пользоваться поэтами и мифографами, как свидетелями относительно того, чего не узнаешь, как это (делали) наши предшественники
относительно весьма многих вещей, представляя, по выражению Гераклита, не внушающих доверия поручителей для сомнительных (вещей). Срв. В 40. 42. 56. 57. 104.
См. у Г. Церетели свидетельства Ипполита, Эпифания, Гермия, Феодорита и Олимпиодора
|