HTML clipboard
Гаспаров М. «Война — отец всего»
Это глава из книги: Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. - Новое литературное обозрение; Москва;
2004. Как и во всей книге автор пытается выделить наиболее интересное и изложить
понятным языком. Своеобразное и по своему ценное изложение учения Гераклита,
которому нельзя верить на слово, но которое может побудить к дальнейшему
знакомству с этим мыслителем.
Авдевич Виктор
8.03.2009
В годы греко-персидских войн в ионийском городе Эфесе жил
философ Гераклит. Он видел великое могущество Персии и видел его падение; он
видел в своем родном городе и власть тиранов, и власть знати, и власть народа; и
он понимал, что так будет и дальше. Он думал: что же это за жизнь, в которой нет
ни мгновения покоя, устойчивости и ясности? Как может быть вечен мир, в котором
ничто не вечно?
Он слышал уроки философов из соседнего Милета: «Все в мире
— из воды», «все в мире — из воздуха». — «Нет, — заявил он, — все в мире — из
огня». Почему? Потому что изо всех стихий огонь — самый изменчивый, самый
вечно‑движущийся. Взгляните на огонь костра или очага — вы увидите бьющиеся и
вьющиеся языки пламени, они не замрут ни на мгновение. Вот так и все на свете,
говорил Гераклит.
Все течет, все меняется: в одну реку нельзя войти дважды,
потому что та вода, в которую мы входили, уже далеко утекла. Меняемся и мы сами:
в детстве мы были не те, что теперь, и в старости будем не те, что теперь.
Больше того: мгновение назад мы были не те, что мгновение спустя. Вот я говорю:
«Мне сорок лет». Когда я начинаю говорить, это правда, когда кончаю — это уже
ложь, потому что теперь мне уже не ровно сорок лет, а сорок лет и одна секунда.
Я не могу сказать о человеке «он жив», потому что от первого до последнего
мгновения жизни он постепенно умирает; я не могу сказать о человеке «он спит»,
потому что весь его сон — это постепенное приготовление к пробуждению; короче
говоря, я не могу сказать о человеке «он есть», а только «он становится» тем‑то
и тем‑то. Нет бытия — есть только вечное становление
(или: бытие и есть вечное становление - AV).
Откуда это вечное движение? Что гонит мир в этот
головокружительный бег перемен? Борьба противоположностей. В мире нет покоя,
потому что в нем борются Персия и Греция; в городе нет покоя, потому что в нем
борются знать с народом; в душе нет покоя, потому что в ней борются одни желания
с другими. Греция только потому и чувствует себя Грецией, что рядом с ней —
непохожая на нее и борющаяся с ней Персия; огонь только потому и остается огнем,
что ему приходится отстаивать себя против своих врагов — воды, земли и воздуха.
«Война — отец всего и царь всего, она являет одних богами, других людьми, она
делает одних рабами, других свободными». Вот лук, концы его растягивают тетиву в
разные стороны, как желания — душу, и только поэтому он стреляет; вот лира, на
ней точно так же растянуты струны, и только поэтому она звучит. Мало того:
тетиву нужно то натягивать, то спускать, а струн то касаться, то не касаться,
без такой переменчивости не будет ни выстрела, ни звука. И этого мало: лук несет
смерть, а лира несет жизнь, но и лук и лиру держит один и тот же бог Аполлон,
потому что смерть и жизнь, как мы видели, неразделимы и неразличимы.
Непонятно? Грекам тоже было непонятно. Гераклита прозвали
Темным; говорили: «Он так глубок, что нужно быть водолазом, чтобы что‑то
понять». Но Гераклит этого и хотел. Он не вел бесед, не давал уроков, как другие
философы: он был нелюдим, жил молча, а учение свое записал в книгу и книгу
положил в храм Артемиды Эфесской. Мудрый найдет и поймет, а немудрому и понимать
незачем.
Молчалив и мрачен был Гераклит, потому что знал: во всех
этих переменах есть порядок, есть ритм, есть закон, но доискаться до него,
угнаться за ним мыслью очень трудно. А все остальное не стоит и доискивания: «многознание
не научает разуму». Жить среди переменчивых людей с их переменчивыми заботами он
гнушался. Ему предлагали стать тираном — он отдал власть другому. Его просили
написать для Эфеса законы — он сказал: «Никакими законами вас не исправишь». Его
оставили в покое — он сел под стеной храма Артемиды и стал играть с мальчишками
в кости. Над ним смеялись — он ответил: «Разве это не то же, что ваша политика?»
В памяти греков он остался как «плачущий философ» — плачущий о людском
ничтожестве. Так его называли в отличие от «смеющегося философа» — Демокрита, с
которым мы тоже скоро встретимся.
|