HTML clipboard
Гомперц Т.
Греческие мыслители. Т. 1. 1895.
Мн.:
Харвест, 1999.-Т.1.C.4-518. - 752с. - (Классическая философская мысль).
Раздел о Гераклите взят из книги, размещенной на сайте "Электронная библиотека по философии -
http://filosof.historic.ru ", ссылка на книгу:
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000849/index.shtml ,
конкретно о Гераклите
(часть 3):
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000849/st002.shtml . Об авторе:
Гомперц (Gomperz) Теодор (29.3.1832, Брюнн, — 29.8.1912, Баден), немецкий
философ-позитивист и филолог, историк античной философии. Профессор классической
филологии в Вене (с 1873). В своём главном сочинении по античной философии —
«Греческие мыслители» (т. 1—3, 1893—1909, рус. пер., т. 1—2, 1911—13) —
стремился исследовать древнегреческую философию в связи с развитием греч.
культуры, подчёркивал ценность физических теорий древности, однако недооценивал
античную диалектику. Проводя аналогию между древней эпохой и современностью, Г.
подвергает античную философию некоторой модернизации. Как филолог Г. известен
главным образом расшифровкой геркулановских папирусов («Herkulanische Studien»,
1865) и комментированием некоторых текстов античных авторов. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/80341/Гомперц
) Авдевич Виктор, avictor0107@gmail.com
7.02.2009
[О Гераклите]
5. Вдали от шумных торжищ, от сутолоки гаваней Милета, под сенью святилища
возникло учение Гераклита. В его лице мы впервые встречаем на своем пути не
считающего, не измеряющего, не вычерчивающего, не искусного на все руки
мыслителя, а мирового мудреца, спекулятивный ум, изумляющее духовное богатство
которого нас еще и поныне питает и услаждает, но вместе с тем и «чистого
философа» в менее похвальном смысле слова, т.е. человека, не изучившего
основательно ни одной специальности и вместе с тем ставящего себя судьей над
всеми. Многочисленные дошедшие до нас отрывки его глубокого труда, написанного
образным, порой вычурным языком, и немногие, но красноречивые сведения о его
жизни делают величавый образ «темного» философа более близким нам, чем образ
любого из его предшественников или современников. Правда, что легенда еще в
глубокой древности оплела своей сетью лик «плачущего» философа. Нам не известны
годы его рождения и смерти; «расцвет» его относят к шестьдесят девятой
Олимпиаде (504 - 501 гг. до н.э.), вероятно, основываясь на каком-нибудь
памятном событии, в котором он принимал участие. Ибо Гераклит, происходивший из
царского рода в Эфесе и имевший права на сан царя-жреца, которые он, однако,
уступил брату, вероятно, не раз принимал деятельное участие в судьбах своей
родины - так, например, он побудил правителя Меланкомаса отказаться от власти.
Политические условия, отразившиеся в его сочинении, побуждают нас отнести
создание его ко времени не ранее 478 г. до н.э.
Одиночество и красота природы были музами Гераклита. Гордый и исполненный
самоуверенности, он
68
никогда не знал подчинения учителю. Когда, еще будучи отроком, блуждал он,
погруженный в размышления, по сказочно прекрасным, покрытым почти тропической
растительностью холмам, окружающим его родной город, в его жаждущую познания
душу не раз прокрадывалось предчувствие единства вселенской жизни и правящих ею
законов. Великие певцы его народа воспитали его детскую фантазию и населили ее
яркими видениями - но мысль его, достигнув зрелости, более не находила в них
удовлетворения. Ибо уже пробудилось - больше всего благодаря Ксенофану -
сомнение в истинности мифических образов, в чутких душах уже возникал новый
высший идеал, перед которым отступали погруженные в человеческие страсти и
похоти боги Гомера. Гераклит хочет видеть не окруженным славой, а «изгнанным
розгой с общественных собраний» того поэта, который, по словам Геродота, вместе
с Гесиодом создал эллинам их учение о богах. С равной враждебностью он относится
ко всем формам народных верований: к почитанию идолов, которое в его глазах то
же, что желание «судачить со стеной», к приношению искупительных жертв,
смывающему одно осквернение другим, «как если бы кто, ступивший в грязь, грязью
же захотел ее смыть»; «бесстыднейшее действо» дионисова культа столь же
ненавистно ему, как и кощунственные таинства» мистерий. И Гесиода, «в котором
большинство видит своего учителя», преследует он за его «всезнайство» не менее,
чем философствующего математика Пифагора, мудреца-рапсода Ксенофана и
географа-историка Гекатей. Он учился у них у всех, но ни за кем из них не
последовал. Слово горячей похвалы находится у него только для нехитрой
жизненной мудрости Биаса. Анаксимандру, оказавшему на него значительное
влияние, он выразил свою благодарность тем, что вместе с Фалесом и Анаксименом
выделил его из числа презренных учителей того «всезнайства», которое «не
воспитывает духа». Всем же лучшим он обязан самому
69
себе, ибо «сколь много речей» он ни слышал - «ни одна не заключала в себе
истины». Но если уж к поэтам и мыслителям он относится то с суровым
негодованием, то с равнодушным недоверием - как же велико должно быть
презрение, питаемое им к народной массе! Действительно, словно градом засыпает
он ее своими ругательствами: «подобно скоту набивает она свое брюхо», и «десять
тысяч из них не стоят одного доблестного». Ему ли - карателю черни - было
добиваться признания или хотя бы заботиться о удобопонятности своего
изложения. Его загадочная мудрость обращается к немногим избранным, не заботясь
о толпе, подобной псам, «лающим на того, кого они не знают», или «ослу,
предпочитающему золоту вязанку сена». Он заранее предвидит осуждение, которое
постигнет пророчественную форму и темный смысл его сочинения, и отражает его
указанием на славные прообразы. Ведь и пифийский бог «не сказывает и не
скрывает, но лишь знаменует», а «голос Сивиллы, неистовыми устами вещающей
нерадостное, неприкрашенное, не умащенное» силой бога, через нее прорицающего,
живет в веках. С него достаточно и поздней награды, ибо «доблестные предпочитают
одно всему остальному - неизгладимую посмертную славу».
Человеконенавистничество древнего мудреца находило богатую пищу в
политических условиях и нравах его родины. Уже более полувека тяготело над
малоазиатскими греками чужеземное иго. Само по себе, оно не было им особенно
тягостным, благодаря тому, что местные правители являлись посредниками между
ними и несплоченным организмом персидской феодальной монархии. Но было бы
дивом, если бы утрата национальной независимости не повлекла за собой падения
общественного духа и возрастания частных интересов. Почва для общественного
упадка подготавливалась уже давно. Напряженное наслаждение жизнью и утонченные
нравы востока, смягчив грубость древнего эллина, подорвали вместе с тем и
стойкость
70
его духа. Немудрено, что желчный общественный судья, каким был эфесский
мудрец, находил немало предлогов для порицания своих сограждан, и к тому
времени, когда после освобождения от персидского ига на верхах стала демократия,
он не счел ее достойной поднять скипетр. Во всяком случае в партийной борьбе
своей эпохи он стоял на стороне аристократии и яростно отстаивал ее интересы,
будучи убежден, что он имеет глубокое право презирать противника. Высшим
проявлением его страстной вражды служат следующие, пропитанные злобой слова:
«Добро было, если бы мужи Эфеса перевешали друг друга и порочили свой город
малолетним; изгнали же они Гермодора, говоря ему: «Не быть среди нас мужам
доблестным - буде же объявится такой - пускай отходит от нас и живет с другими».
Изгнанник, удостоившийся в этих словах такой горячей похвалы, нашел себе в
далеких краях славную деятельность: советы этого сведущего в праве мужа были
восприняты составителями римских Законов Двенадцати Таблиц, и память его была
почтена статуей, которую видел еще Плиний. Но престарелый друг Гермодора устал
терпеть иго народовластия: покинув город, заклейменный неправдой и произволом,
он удалился в уединение лесистых гор и закончил там свои дни, доверив святилищу
Артемиды свиток, заключавший в себе труд всей его жизни - его завещание грядущим
временам.
Уже античный мир был лишен возможности вполне наслаждаться этой драгоценной
книгой. Он находил в ней такие непостижимые неровности и противоречия, которые
Теофраст, например, мог объяснить лишь временным помрачением рассудка философа.
Аристотель жалуется на трудности, сопряженные для читателя с распутыванием
мудреного построения его фраз, и целый ряд комментаторов, среди которых
встречаются известнейшие имена, трудился над тем, чтобы внести свет в это темное
произведение. Дошедшие до нас его отрывки мы уже не можем с достовер-
71
ностью расположить в последовательном порядке или разбить по тем трем отделам
- физическому, этическому и политическому - на которые труд этот был разделен.
Великое своеобразие Гераклита заключается не в его учении о первостихии -
вообще не в философии природы - а в том, что он первый протянул нити от жизни
природы к жизни духа, нити, которые с тех пор не порывались, и первый добыл
всеобъемлющие обобщения, исполинской дугой соединившие эти две области
человеческого познания. В своих основных воззрениях он стоял ближе всего к
Анаксимандру. Бренность всех единичных созданий; вечная смена и превращение
вещей; взгляд на порядок, царящий в природе, как на некий правовой порядок, -
все эти идеи были близки его духу, как и духу его великого предшественника.
Отличался он от него своим беспокойным, враждебным всякому кропотливому
исследованию темпераментом, более развитым воображением поэта и потребностью в
ярких пластических формах. Поэтому его не могла удовлетворить лишенная всякой
качественной определенности первоматерия Анаксимандра так же, как и
бескрасочная, невидимая первостихия Анаксимена. В его представлении та форма
вещества всего более отвечает природе мирового процесса и потому облекается
высшим достоинством, которая ни на миг не дает хотя бы внешнего впечатления
покоя или замедленного движения, форма, являющаяся вместе с тем принципом
жизненного тепла высших органических существ и, следовательно, также источником
одушевления: все оживляющий и все поедающий огонь. «Не богом и не человеком,
возвещает он, создан этот порядок вещей, - он был изначально, он есть и будет
вечно живым огнем, по определенной мере возгорающимся и погасающим». Проходя
малый и большой цикл, первоогонь то опускается до других, низших форм вещества,
то, покидая их, теми же путями - ибо «путь вверх и путь вниз -
72
один и тот же» - восходит к своему первообразу.
Огонь превращается в воду, которая частью в виде «огненного дыхания»
непосредственно возвращается в небесную сферу, частью же превращается в землю, а
это в свою очередь, снова становится водой и, таким образом, в конце концов
возвращается к огню. В процессах испарения, таяния, затвердения мы можем видеть
этапы этого круговращения, а также должны попомнить, что для наивной физики
Гераклита огонь пожара, затушенного водой, мог казаться перешедшим
непосредственно в воду. Первопринцип поэта-мыслителя есть не только вечно
кипящий источник возникновения и исчезновения - не только божественными называет
он его, как звали огонь уже и его предшественники; он является для него вместе с
тем носителем мирового разума, как осознанный закон бытия, который «не хочет
имени Зевса», не будучи индивидуальным существом, и вместе с тем «хочет его
имени» в качестве высшего начала мира и источника жизни (сравни греческое zen -
жить и соответствующие формы имени Зевса). Однако мы не должны видеть в этой
первосущности божество, действующее согласно целям и сознательно избирающее для
этого средства. Гераклит сравнивает его с «играющим дитятей», радующимся
бессмысленной игре и строящим на морском берегу сооружения из песка только
затем, чтобы самому разрушить их.
Ибо созидание и разрушение, разрушение и созидание - это закон, обнимающий
собой как самые малые, так и великие циклы жизни природы. Сам космос, возникший
из первоогня, должен снова возвратиться в него - так, чередуясь в отмеренные
сроки, - хотя бы они и казались нам неизмеримыми периодами времени - совершается
и вечно будет совершаться этот двойной процесс.
Путь этих умозрительных построений Гераклита был намечен геологическими
наблюдениями Ксенофана и Анаксимандра. Совершенно естественно, что
73
он, подобно этому последнему, опираясь на очевидные данные, выведенные из
изучения бассейна Средиземного моря, считал, что встарь поверхность, покрытая
морем, была больше. И затем понятно, что из этого положения, согласно своему
основному физическому учению, он заключал далее: как Земля - из воды, так вода
возникла из огня. Так достиг он исходной точки, где не было ничего, кроме огня.
Но, сроднившись с унаследованной от Анаксимандра верой в круговорот вещей, он не
мог признать этот эволюционный процесс единичным, однократным событием. Из огня
возникли все другие формы вещества - в огонь же погрузятся они в некий день,
дабы процесс дифференциации мог сызнова начаться и снова привести к тому же
концу. Широта этого взгляда роднит Гераклита с величайшими естествоиспытателями
нового времени; простым ли случаем или гениальным прозрением следует объяснить
точное совпадение его концепции мировых циклов с их новейшими теориями,
поскольку они касаются нашей Солнечной системы? И здесь огненная сфера начинает
и замыкает собой каждый мировой период.
Правда, что это учение не было свободно как от внутренних противоречий, так и
от противоречащих ему показаний самой природы вещей, причем мы не знаем, в какой
мере замечал их сам мыслитель и как разрешал их. «Огонь питается парами,
поднимающимися от влажного»; если так, то с убылью и конечным уничтожением
всякой влаги, иссякнет и источник, питающий огонь. И далее, как могло бы
вещество, увеличившееся в объеме вследствие достигнутого им раскаленного
состояния, поместиться в пространстве, и без того уже наполненном? Позднейшие
последователи Гераклита - стоики - справились с этой задачей. Они придумали
необъятное, на этот случай уготованное пустое пространство. Но несомненно, что
этот выход был изобретен не самим великим эфессцем; ибо, допустив существование
пустого пространства, он
74
явился бы одним из предшественников Левкиппа, и об этом не преминули бы
упомянуть наши источники.
Гераклит приписывал веществу не только вечное превращение его форм и свойств,
но и непрестанное движение и перемещение в пространстве. В его глазах материя
одарена жизнью - и не только в том смысле, в каком понимали это его
непосредственные предшественники, по праву называвшиеся «оживителями вещества»
(гилозоистами). Уже эти последние искали причину всякого движения в самом
веществе, а не в силе, привходящей извне. В этом эфесский мудрец следовал за
ними, но его «вечно живой огонь» жив не только в таком смысле; очевидно, что
явление органического обмена веществ, царящее в царстве растений и животных,
оказало на его мысль такое могучее влияние, что поиск аналогий этому стал
руководящей идеей его наблюдений и за процессами материи вообще. Все живущее
находится в непрестанном разложении и обновлении. Если материя сперва
признавалась живой в вышеупомянутом смысле, то нет ничего мудреного, что, в
силу ассоциации идей, ей как бы сообщились и эти свойства органической жизни.
Таков источник учения Гераклита о «потоке вещей». Если взгляду нашему нечто
представляется устойчивым, пребывающим, то это лишь обман зрения, ибо в
действительности все сущее объято неустанным изменением. Если изменение вещей
не всегда приводит к их разрушению, то лишь там и лишь тогда, когда утрата
частиц вещества восполняется непрестанным притоком новых. Любимый образ его -
неустанно текущий поток «Дважды не ступить нам в один и тот же поток, ибо все
новые и новые воды приливают в него». И ввиду того, что поток, вечно изменяясь
в составе, в качестве определенной массы воды остается все тем же, эта мысль
обостряется до парадокса: «мы ступаем в тот же поток - и не ступаем в него; мы
существуем - и не существуем».
С этой ложной аналогией сплетаются, однако, верные наблюдения и глубокие
выводы. К последним при-
75
надлежит, между прочим, предположение о том, что ощущения обоняния, как и
зрительные ощущения (это сопоставление было тогда естественно), порождаются
частицами вещества, неустанно истекающими от всех предметов. Как бы то ни было,
но в этом суждении проявился взгляд на природу, изумительным образом
предвосхищающий учение современной физики. Совпадение это так велико, что
краткая передача этого учения почти дословно повторяет собой выражения, в
которых древние излагали доктрину Гераклита. «Иные утверждают, - говорит
Аристотель, несомненно подразумевая при этом эфесского мудреца и его учеников, -
что неверен взгляд, будто одни вещи движутся, другие же - нет, но что все они и
во всякое время движутся, хотя бы это движение и ускользало от нашего
восприятия». «Современная наука, - заявляет философ-естествоиспытатель наших
дней, - считает незыблемым то положение, что все частицы вещества непрестанно
находятся в движении... хотя бы это движение и ускользало от нашего
восприятия». Теперь припомним, что Гераклит писал в эпоху, столь же чуждую
нашему учению о теплоте, как нашей оптике и акустике, столь же далекую от
теории воздушных и эфирных волн, как от того положения, что в основе всякого
ощущения тепла лежит движение молекул даже и в твердых телах; в эпоху, не
подозревавшую о природе химических и клеточных процессов и, наконец, в эпоху,
не владевшую еще микроскопом, который открывает нашему изумленному взгляду
движение и там, где невооруженный глаз видит лишь косный покой, с необоримой
силой внушая нам мысль о том, что царство движения простирается несравнимо
дальше, чем все наши восприятия его! Припомнив все это, мы не можем не
проникнуться уважением к гениальной прозорливости эфесского мыслителя, и больше
всего нас изумит, вероятно, то, что это мощное прозрение не оказало заметного
влияния на дальнейшие исследования природы. Разочарование, постигающее нас при
76
этом, не должно, однако, умалить славу Гераклита. Признанием того, что
существуют невидимые движения, была пробита первая брешь в стене, заграждавшей
путь к проникновению в тайны природы; но для того чтобы это воззрение стало
воистину плодотворным и богатым последствиями, должна была явиться другая
руководящая идея, то есть допущение не только невидимых, но, кроме того, и
неразрушимых и неизменных частиц, из которых образуются все тела и которые
сохраняют свою целостность при всех видоизменениях масс, - должен был быть
совершен великий духовный подвиг атомистов. Сам же Гераклит, по своему
поэтическому складу не призванный прорубать пути или способствовать
механическому объяснению природы, извлек из этого основоположения другие
последствия, предназначенные внести свет в иные области человеческого познания.
Изменению свойств во временном следовании в точности соответствует такая же
изменчивость их в одновременном сосуществовании. Внимательному взгляду
раскрывается и здесь многообразие, по-видимому, грозящее нарушить единство вещей
и их свойств. Всякая вещь представляет различным воспринимающим субъектам
различные, подчас противоположные, обличия. «Морская вода есть чистейшее и
вместе отвратительнейшее; рыбам она питательна и благотворна, людям же невкусна
и вредна». Всякому, знакомому с фрагментами сочинения Гераклита, ясно, что в
этом положении запечатлено не случайное, единичное наблюдение, - здесь впервые
возвещается учение (относительности всех свойств, доведенное им с неумолимой
последовательностью, свойственной его мышлению, до крайнего вывода в следующем
положении: «Добро и зло - едины». Это напомнит нам его парадоксальное выражение:
«мы существуем и - не существуем». И действительно, учение о текучести всего, с
одной стороны, и об относительности - с другой, приводит к одному и тому же
выводу: и последовательно сменяю-
77
щиеся состояния вещей, и их сосуществующие во времени свойства - как те, так
и другие глубоко различаются между собой, а порой и совершенно противоречат
одни другим. Определенности и постоянства бытия как бы и не существует для
эфесского мыслителя - он рассыпает утверждения, звучащие вызовом здравому
смыслу, он забывает или умышленно отбрасывает ограничения, которые одни только
и придают разумный приемлемый характер подобным утверждениям. В одном смысле
поток остается все тем же, в другом - он изменяется, в одном отношении А всегда
есть «добро», в другом - «зло». Эфесскому мудрецу до этого дела нет -
неопытность его логического мышления на руку его гордыне мыслителя: чем
удивительнее добытые им выводы, тем милее они его страсти к парадоксам, его
склонности к темным, загадочным речениям и презрению к плоским, общедоступным
истинам. Отныне ему кажется незыблемой истиной,
что противоположности не только
не исключаются, но скорее взаимно обусловливают друг друга, что они даже
тождественны между собой; в его глазах это становится основным законом,
управляющим жизнью природы и духа. Следует ли ему ставить это в укор? Вовсе нет.
Бесконечно важно и трудно открыть непризнанные и никем не подмеченные истины,
в особенности те, которые по своей природе остаются неприметными и
непризнанными. Преувеличения, до которых доходят первые их глашатаи, понятны и
простительны, и, в конце концов, скорее благотворны, чем вредны. Ибо логическая
проверка не заставит себя ждать; рано или поздно
садовые ножницы срежут все
прихотливые и пышные побеги мысли. Между тем та безусловность и чрезмерность, с
которой возвещены были эти трудно уловимые истины, сообщает им яркость и
выразительность, оберегающие их от опасности быть снова забытыми. И прежде
всего их парадоксальная острота глубоко врезается в мысль их глашатая, становясь
его постоянным и вечно живым достоянием. Так, «умоз-
78
рительные» сатурналии Гераклита представляются нам источником того ценного
вклада, который он внес в сокровищницу человеческой мысли и знания. Ибо воистину
я не знал бы, с чего начать и чем закончить, если бы задумал исчерпывающим
образом осветить все неизмеримое знание основы истин, заключающихся в этих
преувеличениях. Правильное учение о чувственном восприятии, основанное на
признании важности субъективного фактора, есть вывод из релятивизма; как цветок
в семени, в учении Гераклита об относительности всех определений заключалась
мысль о том, что один и тот же объект внешнего мира по-разному воздействует на
различные индивидуумы, или на различные органы, или даже состояния одного и
того же индивидуума - мысль, которая вскоре должна была пронизать собой
греческую философию и уберечь ее от беспочвенного и неразумного скептицизма. В
том же релятивизме заложена была и другая, еще более глубокая и плодотворная
идея о том, что взгляды, законы и учреждения, умственные и благотворные на
одной ступени человеческого развития - на другой становятся неудовлетворительны
или гибельны. «Мудрость становится непониманием, благо обращается в бедствие»
по той самой причине, что одно и то же явление, в разные эпохи и в соединении с
различными факторами, вызывает различные, подчас противоположные, действия.
Релятивизм всегда был мощной силой, подрывавшей тупую косность и консерватизм по
всех областях - как в государственной и общественной жизни, так в морали и во
вкусах, и лишь там, где мы доныне замечаем его полное отсутствие, возглас «так
всегда было» считается удовлетворительным ответом на все нападки на
существующий порядок. Однако это учение содействовало не только движению вперед
во всех названных областях, но вместе с тем и сохранению всего, достойного
сохранения, ибо оно лишь одно способно исчерпывающим образом объяснить и
оправдать изменчивость,
79
превратность и противоречивость в том, что ныне и здесь, и некогда и в ином
месте признавалось за правое. Ибо там, где его нет, всякое фактическое
изменение существующих установлений, даже то простое наблюдение, что не везде
и не всегда действуют одни и те же нормы, вызывает глубокое и неисцелимое
сомнение в правомерности всяких установлений вообще. Осмыслить фактическое
многообразие форм жизни, гибкость человеческой природы и все разнообразие
обликов, принимаемых ею в разных странах и в разные времена, может лишь такое
миросозерцание, которое умеет приноровиться к этой изменчивости Протея и не
видит единственного блага в косной недвижности, а во всяком процессе изменения -
одну только игру произвола и случая.
И наконец - учение о сосуществовании противоположностей. Наш поэт-мыслитель
не может пресытиться, излагая и иллюстрируя его. «Несогласие находится в
согласии с собой», «невидимая гармония (т.е. рожденная противоположностями)
лучше видимой», болезнь «сделала желанным здоровье, голод - насыщение,
усталость - покой». То в кратких пророческих речениях, то со всей ясностью и
полнотой развивает он учение о том, что закон контрастов правит природой, так
же, как и жизнью людей, «которым худо было бы, если бы они имели все то, что
желают», т.е. если бы все противоположности разрешались в пустом созвучии. Он
сурово укоряет Гомера в том, что тот хотел бы истребить все «бедствия жизни» и
«изгнать раздор из мира богов и людей» и этим способствовал «гибели мира».
Воистину неисчерпаемы все те толкования этих прорицаний, которые допускаются и
даже как бы внушаются ими самими. Понятие полярности в сфере природных сил;
смена - как непременное условие возникновения ощущений вообще, и в особенности -
ощущений удовольствия; зло - как начало, обратное добру, и потому
обусловливающее его; необходимость соревнования и того, что теперь называют
борьбой за
80
существование, для развития и повышения человеческих сил; антагонизм
общественных элементов - как условие процветания государства и общества, - все
эти идеи, как и многие другие, частью смутно намечены, частью доведены до полной
ясности в приведенных выше основных изречениях. Взор нашего мудреца вечно
кочует из неодушевленного мира в одухотворенный и обратно. Впрочем, это
выражение не точно: этого разделения как бы вовсе и не существует для того, кто
Вселенную мыслит как вечно живой огонь, тогда как в носительнице жизни - душе -
и в самом божестве видит не что иное, как тот же огонь.
Всего труднее кажется нам приписать древнему натурфилософу вышеприведенное
последнее социологическое суждение; однако, как раз в этом отношении
определенность одного из его афоризмов не допускает иного толкования. Войну
называет он «отцом и царем» всех вещей или существ. Если бы отрывок, дошедший
до нас, на этом обрывался, никому не пришло бы на ум приписывать ему какое-либо
иное, кроме чисто физического и космологического значения. Взору великого
эфессца всюду раскрывается игра противоположных сил и свойств, взаимно
обусловливающих и возбуждающих друг друга; закон полярности как бы обнимает
собой всемирную жизнь, и все остальные законы заключены в нем. В состоянии
покоя все ослабевает, цепенеет и гибнет: «кикеон (род браги) разлагается и
дает осадок, если его не встряхивать». В основе неустанного, рождающего и
сохраняющего жизнь движения, лежит начало борьбы и раздора; его-то, как
зачинателя всего, устроителя и хранителя, именует он здесь «отцом и царем». И на
этом толковании можно было останавливаться раньше - но не теперь, когда
благодаря счастливой находке, имевшей место лет сорок назад, в наши руки попало
следующее продолжение этого фрагмента: «и одних она (война) сделала богами,
других - людьми, одних - рабами, других - свободными». Рабы суть военнопленные и
их потом-
81
ство, а покорители и властители их суть свободные. Таким образом, война - в
этом несомненно заключается мысль Гераклита - посредством искуса и испытания
сил отделила достойных от недостойных, образовала государство и расчленила
общество. Он восхваляет ее за то, что она осуществила это разделение ценностей,
и сколь великое значение приписывает он этому разделению - можно судить по
тому, что отношение раба к свободному он приравнивает к отношению человека к
Богу. И это разделение также произведено войной; как свободный вознесен над
рабом, так - ставший Богом над простым смертным. Ибо наряду со множеством
низких душ, которых поглощает преисподняя (и которым там, в царстве влажного и
пасмурного, чувство обоняния заменяет собой высшие способы познания), Гераклит
признает существование предызбранных духов, которые из земной жизни переходят к
бытию богов. Он видит целую лестницу существ, отличных друг от друга по славе,
как и по ценности, достоинству и доблести. Иерархию слав объясняет он градацией
ценностей, спрашивая же себя о причинах этой последней, находит их в
столкновении сил, которое проявляется в войне, - то в буквальном ее смысле, то
в более или менее метафорическом. Этот последний оттенок необходимо допустить
как соединяющее звено между космологическим и социологическим истолкованием
этого тезиса. Однако не следует придавать метафоре преобладающего значения, ибо
это обезличило бы мысль Гераклита. Изнеженность его ионийских соплеменников,
которым уже Ксенофан ставил в вину их развращающую роскошь, беспечное равнодушие
его сограждан, на которое сетует Каллинос, тяжелые бедствия, постигшие его
родину, по-видимому, безгранично повысили в его глазах ценность воинских
доблестей. «Павших в бою, восклицает он, славят боги и люди, и чем страшнее
смерть, тем громче хвала». Но мыслителю, сила которого заключается в гениальных
обобщениях, и горчайшие опыты слу-
82
жат лишь толчком к дальнейшему движению по пути его мысли. Конечной же ее
целью в данном случае несомненно была не больше и не меньше, как всеобъемлющая
идея о том, что сопротивление и противоборство суть основные условия сохранения
и дальнейшего совершенствования человеческой силы.
Как ни обильны и ни глубоки отмеченные нами идеи эфесского мыслителя, самая
поражающая его мысль ждет нас еще впереди. Гераклит возвел все частные законы,
подмеченные им в жизни природы и человека, в
понятие единой всемирной
закономерности. От его взора не ускользнуло господство строгого,
всеобъемлющего, не знающего исключения миропорядка. Познав и возвестив
всемирную закономерность и безраздельное господство причинности, он отметил этим
поворотный пункт в духовном развитии человечества. «Солнце не преступит своей
меры; когда бы оно это совершило - его настигли бы Эринии, блюстительницы
Справедливости». «Как государство опирается на закон, так, даже строже того,
должно всякой разумной речи опираться на всеобщее и всему присущее; ибо все
человеческие законы питаются единым божественным». «Хотя этот Логос (этот
основной закон) и пребывает вечно неизменным, однако людям он неведом ни до
того, как они его услышат, ни тогда, когда они его услышат впервые». Если мы
зададимся вопросом, каким образом Гераклит поднялся до этой вершины познания, то
прежде всего должны признать, что в этом он явился выразителем стремлений своего
века. Объяснение мира, основанное на произвольном, случайном вмешательстве сверхприродных существ, больше не соответствовало ни усиливающемуся духу
исследования природы, ни повышенным нравственным требованиям его эпохи. Как
многочисленные попытки вывести пестрое многообразие мира из начала единого
вещества, так и возраставшее значение верховного божества неба, сопровождавшееся
высветлением его нравственного облика, равно свидетель-
83
ствуют об укреплении веры в однородность Вселенной и в единство мирового
строя. Постижению всеобщих законов были открыты все пути, и само это познание
должно было постепенно принимать все более строгие формы. Заложена была основа
точного исследования природы - сначала астрономами, а вскоре и
математиками-физиками, среди которых первое место принадлежит Пифагору.
Знакомство с наблюдениями, выведенными из его акустических опытов, оказало
небывалое влияние на умы. Самое неуловимое из явлений - звук - было им как бы
уловлено и подведено под ярмо числа и меры; что могло противиться власти таких
укротителей? Вскоре с юга Италии пронесся клич по всей Элладе: сокровенная
природа вещей есть число! Очевидно, что великий эфесец не оставался глух к этим
веяниям, как это отчасти признается его исследователями. То значение, которое в
его умозрении приобретают понятия гармонии, противоположностей и особенно
меры, несомненно следует отнести, главным образом, к влиянию Пифагора, а в
некоторой степени и к воздействию со стороны Анаксимандра. Если сам он не рожден
был точным исследователем, - в этом мешала ему его страстность, да и ум его,
чуждый трезвым суждениям, слишком склонен был опьяняться символикой и
удовлетворяться ею - то тем более мог он стать герольдом нового миропонимания. В
этом отношении, - также, как и в многочисленных несправедливых выходках против
истинных творцов науки, - он действительно походит на канцлера Бэкона, с
которым его не так давно неудачно сравнивали в другом отношении. Но не одна
только мощь слова и пластическая образность мысли поражают в нем живой силой.
Как ни ребячески фальшивы в большинстве случаев его толкования отдельных
явлений, - например, «пьяница слабее отрока и, идучи, спотыкается, потому что
душа его влажна», «сухая душа есть мудрейшая и достойнейшая», - тем не менее,
ему в высшей степени присуща гениальная способность
84
познавать однородное под самыми несхожими оболочками. Редко кто умеет с
равной ему последовательностью мысль, добытую сперва из ограниченной частной
области, проследить через все ступени бытия в обоих мирах - духа и природы.
Впрочем, как уже было выше замечено, перекинуть мост между природой и духом было
для него нетрудной задачей, ибо для него, как и для его предшественников, между
ними вовсе и не существовало пропасти. Кроме того, избранная им первостихия, в
свою очередь, облегчала эту задачу.
Тому, кто мыслил мир созданным из огня, следовательно, из стихии души, ничто
не мешало применять все обобщения, почерпнутые в различных областях природы, к
душевным процессам и опирающимся на них явлениями общественной и политической
жизни. Отсюда проистекает всеобъемлющая широта его обобщений, вершиной которых
является признание всемирной закономерности, обнимающей все сущее.
Впрочем, была еще особая причина, коренившаяся в его идее о потоке вещей в
связи с его столь несовершенным учением о веществе, которая побуждала его
стремиться к действительному достижению этой вершины и убежденно провозглашать
высшей целью познания единый мировой закон, управляющий всеми частными
явлениями. Ибо в противном случае ему угрожало остаться без всякого надежного
объекта познания, и тогда обвинение, несправедливо направленное против него
Аристотелем, достигло бы своей цели. Однако на самом деле этого не случилось.
Посреди всей изменчивости отдельных вещей, всех превращений форм вещества,
наперекор разрушению, в отмеренные сроки настигающему сам строй космоса,
который, однако, снова и снова восстанавливается, - нерушимым и неколебимым
пребывает мировой закон, а с ним вместе - мыслимая одухотворенной и наделенной
разумом первостихия (с которой он, в качестве мирового разума и всебожества,
сливается в мистически туманной концепции) - единственное,
85
что пребывает неизменным посреди безначального и бесконечного круговорота
всего сущего. Высший завет разума - почтить мировой закон, или Мировой Разум, а
склониться пред ним и приобщиться к нему есть высшее правило поведения.
Своеволие и своенравие суть воплощения зла и лжи, которые в осн
Источник: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000849/st002.shtml |