ГЕРАКЛИТ

Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Поиск



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 20.08.2017, 16:45

Главная » Статьи » О Гераклите

Ошо. Скрытая гармония. Беседы о Гераклите (Выдержки)

Osho. The Hidden Harmony

-- - - - --- - -

ОШО.
Скрытая гармония

Беседы о Гераклите, данные с 21.XII.74 по 31.XII.74
(Выдержки)

Впервые опубликовано в 1978 г.
Перевод - Виталий Андрущенко (sunrise188@rambler.ru)


Цель бесед Ошо о Гераклите, очевидно, прежде всего в том, чтобы разъяснить, так или иначе продвинуть свое учение, свое мировоззрение и в немалой степени это беседы именно об этом. Вместе с тем книга весьма полезна для интересующихся Гераклитом, в особенности, на мой взгляд, как подготовка, пропедевтика к пониманию особенностей миропонимания Гераклита. Приводимые выдержки из книги Ошо весьма характерны в этом плане.

Оригинал взят отсюда: http://www.klex.ru/9ae . Полный текст книги, в котором исправлены очевидные ошибки и добавлены переводы А. Маковельского на русский использованных в книге фрагментов Гераклита, можно скачать здесь: https://drive.google.com/open?id=0B2toIjuOAWcNdUNBaDF2cHBMaHM

Виктор Авдевич, avictor0107@gmail.com
октябрь 2015 г.


1. СКРЫТАЯ ГАРМОНИЯ
21-е декабря 1974 г. Будда Холл

...

Гераклит в самом деле одно из редчайших цветений, одна из взлетевших в высшее душ, одна из душ, которые, как Эверест, высочайший пик Гималаев. Попытайтесь понять его. Это трудно. Поэтому его и называли Гераклит Непонятный. Он не непонятный. Но понять его сложно; чтобы понять его вам нужно иное состояние бытия – вот в чём вся проблема. Так что очень просто навесить на него ярлык непонятности и забыть.

Есть два типа людей. Если вы хотите понять Аристотеля, вам не нужно никакое другое качество бытия, вам всего лишь нужно немного информации. Школа может дать вам некоторую информацию по логике, философии; вы можете собрать какое-то количество интеллектуального понимания – и этого будет достаточно, чтобы понять Аристотеля. Вам не нужно меняться, чтобы понять его, вам нужны лишь некоторые дополнения к вашим знаниям. Бытие остаётся тем же, вы остаётесь тем же. Вам не нужен другой план сознания, это не требуется. Аристотель ясен. Чтобы он стал доступен вам, небольшого усилия достаточно; кто угодно со средними умственными способностями способен на это. Но чтобы понять Гераклита вам надо идти труднопроходимой дорогой, очень непростой, и сколько бы вы не накапливали знаний, это вам не поможет; только очень развитый и утончённый ум может кое-как помочь. Вам понадобиться иное качество бытия – а это трудно – нужна трансформация. Поэтому его называли Непонятным.

Он НЕ непонятен! Просто вы ниже того уровня сознания, бытия, с которого он мог бы быть понят. Когда вы достигаете этого уровня, вдруг вся тьма вокруг рассеивается.. Он – один из самых светлых существ; не непонятен, не тёмен – кто был слеп, так это вы. Всегда помните об этом – потому что, если вы говорите, что он непонятен и тёмен, вы сбрасываете ответственность на него, вы пытаетесь уйти от трансформации, которая возможна через него... Не говорите, что он тёмен; скажите: «Мы слепы» или «Наши глаза не видят».

Солнце существует, оно есть: но вы можете стоять прямо перед солнцем с закрытыми глазами и говорить, что солнца нет или что оно темно. Иногда случается и то, что вы стоите перед солнцем с открытыми глазами, но света так много, что ваши глаза временно слепнут. Это слишком для глаз, невыносимо; и вдруг, темнота. Глаза открыты и солнце здесь, но света очень много, он очень ярок – и вы видите только тьму. То же и в случае Гераклита, он не тёмен. Вы или слепы, или ваши глаза закрыты, или это третья возможность: вы смотрите на такого человека, как Гераклит, и он настолько ярок для вас, что вы просто теряете способность видеть. Он невыносим, этого света слишком много для вас. Вы не подготовлены к такому свету, и потому вы вынуждены идти на некоторые компромиссы, прежде, чем вы сможете понять Гераклита. И когда он говорит, это выглядит так, будто он путает вас, говорит загадками.., он будто наслаждается запутывая вас, ведь всё, что он говорит, парадоксально.

Все, кто знает, говорят парадоксами. Но это только на поверхности – они не создают загадок, они очень просты. Что они могут поделать?. Если сама жизнь парадоксальна, что им делать? Только чтобы избежать парадоксов, вы придумываете опрятные и стройные теории, но они ложны, они не соответствуют реальности. Аристотель очень логичен, очень строен; он похож на рукотворный сад. Гераклит со своими загадками похож на лес.

С Аристотелем нет никаких проблем; он избежал парадоксов и создал очень стройную и опрятную доктрину – это привлекает. Но вы испугаетесь, встав лицом к лицу с Гераклитом, потому что он открывает двери жизни, а жизнь парадоксальна. Будда парадоксален, Лао Цзы парадоксален; все, кто действительно знает, всегда были на грани парадокса. Что им делать с этим? Когда сама жизнь такова... они должны быть правдивы в отношении жизни. Жизнь не логична. Это логос, но не логика. Это космос, не хаос – и это определённо не логика.

Слово "логос" должно быть понято, потому что Гераклит будет употреблять его. И различие между логосом и логикой тоже должно быть хорошо понято. Логика – это доктрина о том, что есть истина, логос – это сама истина. Логос экзистенциален, логика не экзистенциальна; логика интеллектуальна, это теория. Попытайтесь понять. Если вы видите жизнь, вы должны видеть там также и смерть. Как вы можете исключить смерть? Когда вы смотрите на жизнь, то это часть картины. Каждый момент жизни это также момент смерти; вам не разделить их. Они ходят парой.

Жизнь и смерть не два различных феномена. Это две стороны одной монеты, два аспекта одной монеты. Если вы заглянёте глубже, то увидите, что жизнь это смерть, а смерть это жизнь. В тот момент, когда вы родились, вы начали умирать. И, если это так, то, умирая, вы начинаете жить снова. Если смерть подразумевает жизнь, то и жизнь подразумевает смерть. Они принадлежат друг другу и дополняют друг друга.

Жизнь и смерть, как два крыла или две ноги: вы не можете двигаться только с левой или только с правой ногой. В жизни вы не можете быть левшой или правшой, вам нужны обе возможности. С доктриной вы будете правшой, или левшой. Доктрина никогда не правдива в отношении жизни, и не может быть, потому что доктрина обязательно должна быть чиста, стройна и опрятна, а жизнь не такова – жизнь огромна...

Один из величайших поэтов в мире Уитмен где-то сказал: «Я противоречу сам себе, ведь я так огромен».

С помощью логики вы сможете охватить лишь небольшую часть ума – и вы не сможете быть огромным. Если вы боитесь противоречий, вы не сможете быть большим, необъятным. Тогда вам нужно выбирать и подавлять что-то, только тогда вы избежите несоответствий, противоречий – вы сможете спрятать их; но, спрятанные, разве они исчезнут? Просто не глядя на смерть, разве вы сможете отменить её?

...

Но логика старается быть чистой и последовательной – и просто чтобы оставаться чистой, она избегает. Она говорит, что жизнь это жизнь, а смерть это смерть – они раздельны, одно и другое. Аристотель говорит, что А это А, и никогда Б. Это стало краеугольным камнем всей западной мысли: избежать противоречия – любовь есть любовь, ненависть это ненависть; любовь не может быть ненавистью. Это глупость, потому что всякая любовь включает ненависть, должна; это в природе вещей. Вы любите человека, и вы ненавидите его же, так должно быть; вам не избежать этого. Если вы попытаетесь избежать, вам придётся лгать, скрывать от себя же. Вот почему ваша любовь лжива: она не правдива, не подлинна. Она не может быть искренней, это только фасад.

Почему только фасад? – потому что вы избегаете противоположного. Вы говорите: «Ты мой друг, а друг не может быть врагом» и «Ты мой враг, и значит не можешь быть другом». Но это два аспекта одной монеты – враг это скрытый друг, а друг это тайный враг. Другой аспект скрыт, но он там. Однако это слишком для вас. Видеть одно и другое вместе это невыносимо. Если вы будете видеть врага в друге, то не сможете любить его. Если вы увидите друга во враге, то не сможете его ненавидеть. Вся жизнь станет загадкой и парадоксом.

Гераклита называли Загадочный. Он не такой, он просто правдив в отношении жизни. Что бы ни было, он просто передаёт это. У него нет никакой доктрины о жизни, он не тот, кто создаёт системы – он только зеркало. Какой бы ни была жизнь, он просто представляет её. В следующий момент, придёт ненависть, и зеркало отразит это. Зеркало не загадывает загадок, оно только отражает, и всё.

Аристотель не похож на зеркало, он, как мёртвая фотография. То, что не меняется, не течёт вместе с жизнью. Поэтому он и говорит, что в этом Гераклите есть какой-то изъян, какая-то ошибка. Для Аристотеля всё должно быть систематично, определённо и рационально; логика есть цель жизни, и вы не можете смешивать противоположности. Но кто смешивает их? Гераклит не делает этого. Всё так и есть – смешано, растворено одно в другом. Гераклит не отвечает за это. И как вы можете разделить их, если они смешаны в самой жизни?! Да, вы можете попробовать в ваших книгах, но эти книги будут фальшивы. Логическое утверждение в основе фальшиво, потому что из жизни нельзя сделать утверждение, нечто устойчивое. Но есть утверждение жизни, и оно иллогично, потому что жизнь существует в противоречиях.

Посмотрите на жизнь: везде противоречия... Но нет ничего неправильного в противоречиях – просто это не укладывается в ваш логичный ум. /.../

Через противоположное, через напряжённость противоположностей всё живёт – и становиться глубже. Уйди, чтобы приблизиться; двигайся к противоположности, и ты снова окажешься здесь.

Любовные отношения это возвращение снова и снова к медовому месяцу. Так как когда медовый месяц окончен и всё устоялось, отношения мертвеют – всё устоявшееся мертво. Жизнь существует в неопределённости, в движении – всё защищённое уже в могиле. Ваши банковские счета это кладбища; вот где вы умерли. Когда вы совершенно защищены, вы больше не живёте. Потому что жить это означает постоянно двигаться к противоположности.

Ничего плохого нет в болезни. Через болезнь вы узнаёте цену здоровья. Всё сходиться в гармонии – вот почему Гераклита называли Загадочным. Лао Цзы смог бы понять его, а Аристотель нет. И, к великому сожалению, Аристотель стал источником всей греческой, а затем и западной мысли.

Каково послание Гераклита, глубочайшее послание? Поймите, и вы сможете последовать ему.

Он не верил в вещи, он верил в процессы... – процесс Бога в отношении тебя. И если ты присмотришься, то увидишь, что вещей вообще не существует в мире; всё есть процесс. Слово ″есть″ тоже не верно, экзистенциально, - потому что всё становиться. Ни-что в состоянии естьности, постоянного присутствия[4] – ничто!

[4] Как вещь (прим. переводчика)

Вы говорите: «Это дерево». Но пока вы говорили это, оно подросло. Ваше утверждение уже ошибочно – это уже не то дерево. Дерево не статично, так как к нему можно применять это слово ″есть″? Оно всегда становиться, перетекает во что-то другое... Всё растёт, двигается, всё в процессе. Жизнь это движение. Как река, которая всегда двигается. Гераклит говорит: «Вы не можете вступить в одну реку дважды», потому что к тому моменту, как вы хотите совершить второй шаг, река изменилась, это не та река. Она – течение. Можете ли встретить одного и того же человека дважды? Это невозможно! Вы были здесь и вчера утром – но тот же ли я, на которого вы смотрите сейчас? Те ли вы? Обе реки переменились. Возможно, вы завтра тоже будете здесь - но вы не найдёте меня; кто-то другой будет здесь.

Жизнь это изменение. «Только изменения вечны», - говорит Гераклит – только изменения являются неизменными. Всё остальное меняется. Он верит в постоянное, безостановочное и непрекращающееся обновление. Все обновляется – это так, как есть здесь. Быть означает становиться. Оставаться на месте означает двигаться; вы не можете остановиться, ничто не статично. Даже горы, Гималаи – не статичны; они двигаются, и очень быстро. Они родились, и они однажды умрут. Гималаи – одна из самых молодых горных цепей в мире, и они всё ещё растут. Они ещё не достигли своего пика, они ещё молоды – каждый год они подрастают на один фут. Есть старые горные системы, которые уже прошли свой пик, - теперь они опадают, стареют, их спины согнуты.

Эти стены, которые вы можете видеть здесь, каждая их частица пребывает в движении. Вы не можете видеть движения, потому что движение очень тонкое и очень быстрое. Теперь учёные, физики согласны с Гераклитом, а не с Аристотелем. Никогда раньше наука так близко не подходила к реальности - теперь они должны согласиться с Лао Цзы и Гераклитом. Теперь физики говорят, что всё в движении. Эддингтон говорил, что само слово покой ошибочно и ничего подобного в природе не существует. Ничто не в покое, и не может быть; это не правильное слово, оно не отвечает ничему в реальности. «Есть» - это просто слово, часть речи. В жизни, в существовании нету ″есть″ - всё становится. Сам Гераклит, когда он говорит о реке – и символ реки очень, очень глубоко соответствует его сути, - когда он говорит, что нельзя вступить в одну реку дважды, он говорит, что даже если вы делаете это, вы тот же и вы не тот. Не только река изменилась, изменились и вы.

...

8. ЧЕЛОВЕК НЕ РАЗУМЕН
28 декабря 1974 г., Будда Холл

...

Логос – это логика целого, это логика самого существования. Логос – это предельный закон. Это то же, что Лао Цзы называет Дао, что Веды и Упанишады зовут РИТ: космическая гармония, где противоположности встречаются и исчезают, где два становятся одним, где нет полярностей, где все парадоксы пропадают, где никакие противоречия не могут существовать. То, что Шанкара называет брахманом, Гераклит зовёт логос.

Человеческий ум логичен, и эта логика базируется на полярностях. Это, как если бы вы стояли на одном берегу реки, не видя при этом другого берега – всё, что вы можете сказать, принадлежит только этому берегу.., но река течёт между двух берегов, берег не может быть один. Другой берег может быть скрыт в тумане, он может быть так далеко, что не виден с вашей позиции, – но он там, он есть. И другой берег не противоположен этому, потому что глубоко на дне реки они встречаются. Это одна земля, и они оба сопровождают реку, как две руки или как два крыла.. Река течёт между ними, она существует как гармония двух берегов. Но вы стоите на одном берегу и не видите другого – вы верите только в этот берег, и вы создаёте систему знаний, основанную только на сведениях об этом береге. И если кто-то говорит вам о другом береге, вы думаете, что он противоречит вам, по-вашему, его слова иррациональны, таинственны. И другой должен быть противоположен, иначе не было бы реки, река – это напряжённость противоположностей. Но это противоположности не враждебны – в глубине они дружественны; это вершина любви.

Эта проблема должна быть решена. Если вы можете найти решение, вы сможете понять Гераклита и всех пробуждённых, всех, кто узнал другой берег. Всё, что они говорят, будет звучать противоречиво, потому что они говорят с позиции обеих берегов. Для них зима и лето соединились в одно.., день и ночь, жизнь и смерть, любовь и ненависть, вершина и долина – одно.

Когда кто-то говорит о вершине, совершенно не касаясь долины, его утверждения будут очень рациональны; вы можете понять их, они не сложны, они последовательны. Но если кто-то, говоря о долине, не затрагивает вершину, он также рационален. Все философы рациональны – вы можете понять их без всяких проблем. Чтобы их понять, вам нужно лишь немного образованности и тренировки, больше ничего, немного дисциплины. Но понять мистиков сложно. Фактически, чем больше вы пытаетесь понять их, тем больше они становятся таинственны – потому что они говорят о вершине и долине одновременно. Что-то их подталкивает смешивать в одно вершину и долину.

В Упанишадах говориться: «Он близко и далеко». Что это за утверждение? Он либо близко, либо далеко. Но видящий говорит: «Он далеко. – И тут же добавляет, - и близко». Он величайший и наименьший. Он – атом, и Он – целое. Он внутри, и Он снаружи.. Гераклит говорит, что Бог – это и зима, и лето. Лето? – хорошо, это вы можете понять. Только зима? – хорошо, это вы тоже можете понять, это вам доступно. Но зима и лето вместе? Тогда вы чувствуете тошноту и головокружение. Ум говорит: «Это противоречивое утверждение».

Человеческая логика ищет непротиворечивых утверждений – а логос противоречив. Логос использует противоречия так же, как архитектор использует противостоящие кирпичи, чтобы создать арку, – он ложит кирпичи напротив друг друга. Противоположность даёт напряжение и силу, - и на этой арке вы можете возвести большое строение. Но если вы не ложите кирпичи напротив друг друга, если вы последовательны, логичны, только долина или только вершина, этот берег или тот, и никогда вместе – тогда ваше строение рухнет, арка не сможет держаться. Нужна напряжённость противоположностей, чтобы создать прочность. Возьмите женщину и мужчину – они противоположные кирпичи существования. Сама их противоположность делает жизнь возможной. Они – два берега, и река может течь. Но в тот момент, когда вы начинаете говорить о долине и о вершине вместе, это становиться непостижимо...

Человеческая логика последовательна. Логика логоса противоречива, и всё же последовательна.

Человеческая логика относится к части. Она пытается понять известную часть, и, пытаясь сделать это, она отрицает всё, что противоречит известному. Она просто хочет забыть о всём, что противоречит. Но божественное – это всё. Оно не выбирает, всё включено сюда. Оно всеобъемлюще – не частично, а тотально. И в этом разница между философским подходом и религиозным подходом. Философский подход логичен; вот почему Аристотель говорил, что человек разумное существо. Гераклит же говорит, что человек не разумен, – потому что сам ваш ум делает вас неразумным. В тот момент, когда вы выбрали часть вы покривили душой против целого. В этот момент только эта часть есть в вашем уме. В существовании эта часть всегда сосуществует со своей противоположностью и никогда не бывает сама по себе.

...

Теперь случается встреча полов. В одежде, в стиле жизни – встреча происходит. Это хороший знак. Стилем одежды мужчин и женщин становится унисекс – это очень хороший знак! Нет никакой нужды делать такие различия, как были раньше. Не-различие – и есть реальность (правильнее было бы сказать: не-разделенность - различие есть, его надо видеть и учитывать - AV).

Различение было создано умом, и она породило проблемы, потому что вы и то, и другое. Но если вы остановились на том, что вы мужчина, - что вы будете делать со своей женщиной внутри? А женщина есть. Иногда женщина хочет плакать, вы же не можете плакать – вы мужчина, и вы должны вести себя как мужчина. Вы не слушаете свою природу, вы слушаете созданные мужчинами теории о том, каким надлежит быть мужчине. Но природа создала в ваших глазах слёзные железы – если бы природа желала, чтобы мужчина никогда не плакал, она бы не создавала эти железы. Если бы природа не желала, чтобы мужчина чувствовал, она бы не поместила в него никакого сердца. Но мужчина чувствует в не меньшей мере, чем женщина. Но он подавляет свою женственность; он продолжает подавлять её, и это создаёт внутренний конфликт. Лучше использовать противоположности, чтобы течь, использовать две полярности, чтобы создать между ними напряжение, которое делает вас живее, чем подавить одну из полярностей, что умертвляет вас, делает лишённым чувствительности; потому что если мужчина в то же время и не женщина, если он только половина, обрезан, половина своего существа, тогда он подавлен. И подавленная часть возьмёт реванш. Этот человек раньше или позже сойдёт с ума – подавленная часть в конце концов сбросит ту, которая доминировала всё время.

Политики есть не только снаружи; политики, которые снаружи, создали политиков и внутри вас. Они создали раскол, они привели к тому, что вы боретесь с самим собой. ...И женщины долгое время подавляли свою мужскую часть – теперь это проявляется. Она снова и снова заявляет о себе, потому что она всегда была там! Вместо того, чтобы создать гармонию между этими полярностями, вы заставляете их враждовать, бороться. Всё было бы таким красивым, если бы вы могли создать гармонию; тогда наивысшее качество бытия возникло бы внутри вас..

Помните, всё растёт диалектически.

Это слово «диалектический» надо понять. Это противоположность рациональному. Разум – это линейный процесс: один шаг, затем следующий шаг, но плоскость остаётся той же; от А к Б – но плоскость та же. Вот почему разум очень и очень скучен. У него нет качества противоположного – он становится скучным.

...

Разумность двигается горизонтально, диалектичность двигается вертикально.

Если у вас нет врагов и если ваша жизнь такова, что вы не противостоите никому, тогда ваша жизнь теряет всю свою соль. Если вы ни против чего, тогда вы будете безвкусны, вы будете, как камень, но не как река – потому что движение, энергия возникают между противоположностями.. и тогда вы растёте. Когда мужчина встречает женщину, происходит диалектический процесс. Вот почему любовь так прекрасна и почему она представляет собой такой потрясающую возможность для роста. Быть привязанным только к самому себе – это скука – нет никакой противоположности – только если вы не найдёте противоположность в собственном существе; тогда можно двигаться одному.

В этом значение: если мужчина становится целостен внутри, ему не нужна женщина. Если женщина становится цела, ей больше не нужен мужчина. Приходил момент, и Будда продолжал свой путь один, и Махавира тоже шёл один – теперь уже нет надобности во внешнем дополнении. Не то что женщина это плохо – просто они нашли свою внутреннюю женщину и диалектическая гармония вошла в их существо – поэтому нет нужды стремиться к этому вовне. Теперь внутри есть тезис, антитезис и синтез. Теперь они растут в одиночку – но внутри них продолжаются те же диалектические процессы.

Вся жизнь диалектична. Логос диалектичен – и разум есть процесс того же характера. Вы можете думать об этом вот так: диалектика гетеросексуальна; ум, рациональность, – гомосексуален. Рациональность гомосексуальна. Вот почему на Западе гомосексуальность растёт – потому что Запад принял Аристотеля, ум. Гераклит гетеросексуален – он намерен во всё включать противоположное. Если вы слушаете только свой ум, вы будете гомосексуальны. Если вы слушаете ум, всё качество, которое идёт от противоположного и с помощью которого создаётся напряжённость бытия, будет утрачена. И когда это утрачено, жизнь становиться скукой. Если это утрачено, жизнь теряет пикантность, энтузиазм, надежду, море возможностей. Всё утрачено, потому что любая возможность открывается с помощью противоположности.

Когда вы впервые влюбляетесь, вы встречаете противоположное. И сразу же – будто вам подарили крылья: вы можете летать! Поэзия расцветает в вашем сердце. Но что произошло? Противоположное что-то создало в вас. Одна тишина не очень красива, и один сплошной звук не очень красив – но их встреча, звука и тишины, очень и очень красива – это музыка. Встреча противоположностей рождает музыку..

Посмотрите, как кто-то играет на гитаре или на рояле, или на любом другом инструменте. Что происходит, что он делает? Он совершает диалектический процесс. Он создаёт звук, но между двумя звуками всегда есть долина, разная по продолжительности тишина. Чем более высок и величественен пик, тем глубже долина. Он создаёт звук, он создаёт пик, он движется всё выше и выше.., он достигает кульминации, и тогда вдруг... промежуток, тишина. Если вы слушаете только звук и упускаете тишину между двумя нотами, у вас нет музыкального слуха. Если вы слышите и то, и другое, пик и долину вместе, тогда вы столкнётесь с новым феноменом: каждый пик создаёт долину, и каждая долина создаёт пик. То и другое двигаются вместе, как инь и ян, они движутся по кругу, и это музыка, это скрытая гармония.

...

Категория: О Гераклите | Добавил: AVictor (11.10.2015)
Просмотров: 602 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: