ФРАГМЕНТЫ ГЕРАКЛИТА
Перевод М.А. Дынника
http://www.philosophy.ru/library/antiq/geraklit/ger_othe.html
1. Секст adv. math. VII 132.
Хотя этот логос существует вечно, люди не
понимают его - ни прежде, чем услышат о нем,
ни услышав впервые. Ведь все совершается по
этому логосу, а они уподобляются невеждам,
когда приступают к таким словам и к таким
делам, какие я излагаю, разделяя каждое по
природе и разъясняя по существу. От
остальных же людей скрыто то, что они делают
бодрствуя, точно так же как они свои сны
забывают.
2. [92] Секст VII 133.
Поэтому необходимо следовать всеобщему. Но,
хотя логос всеобщ, большинство людей живет
так, как если бы имело собственное
понимание.
3. [О] Аэций II 21, 4 (D. 351).
(О величине солнца). Шириной в ступню
человеческую.
4. Альберт Великий de veget VI 401, р. 545 Meyer.
Если бы счастье заключалось в телесных
удовольствиях, мы бы назвали счастливыми
быков, когда они находят горох для еды.
5. U30 126 ] Аристократ Theosophia 68, Ориген с. Cels VII
62.
Но напрасно они, запятнанные кровью,
жертвоприношениями хотят очиститься, как
если бы кто-либо, вступив в грязь, грязью
пожелал бы обмыться. Безумным посчитал бы
его человек, заметивший, что он так
поступает. И этим статуям они молятся, как
если бы кто-либо захотел разговаривать с
домами; они не знают, каковы боги и герои.
6.Аристотель meteor. В 2. 355а 13.
Солнце - не только (как говорит Гераклит) новое каждый день, но вечно и непрерывно
новое.
7. [37 ] __ de sensu 5.443a 22.
Если бы все существующее превратилось в дым,
ноздрями его можно было бы распознать.
8. [46 ] __ eth. Nic. VIII 2 1155 в 4.
Враждующее соединяется, из расходящихся -
прекраснейшая гармония, и все происходит
через борьбу.
9. [51] __ __ X 5.1176а 7.
Ослы золоту предпочли бы
солому.
10. [59] [Аристотель] de mundo 5.39в 7.
Связи: целое и
нецелое, сходящееся и расходящееся,
согласное и разногласное, и из всего - одно, и
из одного - все.
11. [55] __ __ 6 р. 401 а 8.
Всякое животное
направляется к корму бичом (необходимости).
12. [41. 42]. Арий Дидам у Евсевия. Р. Е. XV 20 (Д
471,1).
На входящего в одну и ту же реку текут
все новые и новые воды. Психеи же испаряются
из влаги.
13. [54] Атеней V р. 178 F. Быть довольным грязью.
Свиньи грязью наслаждаются.
14. [124 125] Климент Protr. 22. [Кому же
пророчествует Гераклит Эфесский?] Ночным
бродягам, магам, вакхантам, менадам и мистам.
[Им он угрожает наказанием после смерти, им
он предрекает огонь]. Ведь не священным
образом совершаются посвящения в принятые
у людей мистерии.
15. [127 ] __ -:_ 34 р. 26,6. Если бы не в честь
Диониса они совершали шествия и пели
фаллический гимн, они бы поступали
бесстыднейшим образом. Дионис же, ради
которого они неистовствуют в вакханалиях,
тождественен Аиду.
16. [27] __ Paedag II 99. Как мог бы кто укрыться от
незаходящего [огня]
17. [5] __. Strom II 8. Большинство людей не
разумеет того, с чем встречается, да и
научившись, они не понимают, им же самим
кажется, [что понимают].
18. [7[ __ __ II 17. Если он не ожидает
неожиданного, то не найдет сокровенного и
трудно находимого.
19. [6] __ __ // 24. Они не умеют ни выслушивать, ни
сказать.
20. [86 ] _ _ ill i4. Родившись, они стремятся жить
и, тем самым, умереть, лучше же сказать - успокоиться,
и оставляют детей, порожденных для смерти.
21. [64] __ __ __ 21. Смерть - все, что мы видим,
когда бодрствуем, а все, что мы видим, когда
спим, есть сон.
22. [8] __ __ IV 4. Много земли перерывают
золотоискатели и находят немного [золота].
23. [60 ] __ __ __ 10. Имени Правды они бы не знали,
если бы этого не было.
24. [102 ] __ __ __ 16. Павших на войне боги
почитают и люди.
25. [101 ] __ __ __ 50. Чем больше удел, тем больше и
доля достается по жребию.
26. [77] __ __ __ 143. Человек в ночи себе зажигает
свет. Умерев, он жив. Уснув, угаснув очами, он
соприкасается с мертвым и с уснувшим
соприкасается, бодрствуя.
27. [122 ] __ __ __ 146. Людей ждет после смерти то,
чего они не ожидают и не предполагают.
28. [118] -_- __ V 9. То, что самый испытанный [мудрец]
знает и соблюдает, есть только мнение. И,
однако, Правда настигнет лжецов и
лжесвидетелей.
29. [111в\ __ __ __ 60 (после В 104). Лучшие люди одно
предпочитают всему: вечную славу - преходящим
вещам; толпа же насыщается подобно скоту.
30 . /20/ - -У 105 Этот космос, один и тот же для
всего существующего, не создал никакой бог
и никакой человек, - но всегда он был, есть и
будет вечно живым огнем, мерами
загорающимся и мерами потухающим.
31. 120] __ __ __ __ (после 30). Превращения огня:
сначала - море, море же - наполовину земля и
наполовину престер. [Это значит, что огонь
посредством всеуправляющего] логоса [и
бога через воздух превращается в воду - как
бы семя мирообразования, которую он
называет] морем; [из воды же происходит
земля и небо и все между ними находящееся.
Каким же образом он в обратном направлении
восстанавливается и возжигается, он
разъясняет так]: море мерами разлагается по
тому же логосу, какой и прежде был до
возникновения земли.
32. [65 ] __ __ __ 116. Единое, единственно мудрое,
не желает и желает называться именем Зевса.
33. [110} __ __ __ И воле одного повиновение - закон.
34. [3] __ __ __ Те, кто, слушая, не понимает,
уподобляются глухим, о них свидетельствует
изречение: «присутствуя, они отсутствуют».
35. [49] __ __ 141. Очень много должны знать мужи-философы.
36. [68] __ __ VI 16. Психеям смерть - стать водою,
воде же смерть - стать землею; из земли же
вода рождается, а из воды - психея.
37. [53] Колумелла VIII 4. Свиньи грязи радуются,
птицы в пыли или в золе купаются.
38. [23 ] Диоген I 23 {1 А 1). Фалес [по указанию
некоторых ] был первым астрономом [об этом
свидетельствуют Гераклит и Демокрит].
39. [112} __ / 88. В Приене жил Биас, сын Тевтама,
чье учение было лучше, чем у других.
40. [16] Многознание не научает быть умным,
иначе бы оно научило Гезиода и Пифагора, а
также Ксенофана и Гекатея.
41. [19] __ __ (примык. к 40). Мудрость заключается
только в одном: признать разум как то, что
управляет всем при помощи всего.
42.[119] __ Гомер заслуживает того, чтобы быть
изгнанным из общественных мест и
высеченным розгами, так же как и Архилох.
43. [103] __ -- 2. Своеволие следует гасить
скорее, чем пожар.
44. [100] -- -- Народ должен сражаться за закон,
как за свои стены.
45. [71] -- -- 7- По какому бы пути ты ни шел,
границ психеи ты не найдешь; столь глубок ее
логос.
46. [132 ] __ -- [Про самомнение он говорил, что
это ] - священная болезнь.
47. [48] __ -- 73. О значительнейших вещах не
будем судить слишком быстро.
48. [66 ] Elym. gen. Имя луку - жизнь, а дело его -
смерть.
49. [113]\Гален de diff. puls. VIII 773K. Один для меня -
десять тысяч, если он - наилучший.
49а. [81] Геракл, alleg. 24 {после 62). В одну и ту же
реку мы входим и не входим, существуем и не
существуем.
50. [1] Ипполит Ref. IX 9. [Все - едино: делимое - неделимое,
рожденное - нерожденное, смертное - бессмертное,
логос - вечность; отец - сын, бог - справедливость];
не мне, но логосу внимая, мудро признать, что
все - едино.
51. [45; срв. 56] __ -- [после В 50]. Они не понимают,
как расходящееся само с собой согласуется:
возвращающаяся [к себе] гармония, как у лука
и лиры.
52. [79 - - Вечность - ребенок, забавляющийся
игрой в шахматы: царство ребенка.
53. [44] __ __ Война - отец всего и всего царь;
одним она определила быть богами, другим -
людьми; одних она сделала рабами, других -
свободными.
54. [47] __ __ Скрытая гармония лучше явной.
55. [13] __ __ Я предпочитаю то, что можно
увидеть, услышать и изучить.
56. [к 47] __ __ В познании явных [вещей] люди
совершенно обманываются, подобно Гомеру,
который был мудрейшим из всех эллинов; ведь
ребята, убивавшие вшей, обманули его, сказав:
«То, что мы увидели и поймали, мы выбросили,
а чего не увидели и не поймали, то носим».
57. [35] __ IX 10. Учитель весьма многих [вещей
или людей ] - Гезиод, его считают знающим
весьма много, - его, который не разумел, что
день и ночь - одно.
58. [57, 58] __ __ И добро и зло [одно].
Действительно, врачи, мучающие больных,
режущие и жгущие всячески, требуют еще
сверх того платы, хотя ее не заслужили, так
как они делают то же самое: добро и болезни.
59. [50] __ __ Путь валяльного винта, прямой и
кривой, - один и тот же.
60. [69 ] __ __ Путь вверх и вниз - один и тот же.
61. [52] __ __ Морская вода - чистейшая и
грязнейшая. Рыбам она пригодна для питья и
целительна, людям же - для питья непригодна и
вредна.
62. [67 ] __ __ Бессмертные - смертны, смертные
- бессмертны;
смертью друг друга они живут, жизнью друг
друга они умирают.
63. [123] Перед находящимися там они восстают
и, бодрствуя, становятся стражами живых и
мертвых.
64. [Он говорит также, что суд над космосом и
над всеми находящимися в нем совершается
через огонь, так как он выражается
следующим образом]: Всем управляет перун, [т.
е. он направляет; перуном же он называет
вечный огонь, он говорит также, что огонь
разумен и является причиной управления
всем].
65. [Он же называет его] недостатком и
изобилием; [недостаток же, по его учению, это
- образование
космоса, а изобилие - его пожар].
66. Грядущий огонь все будет отделять и
связывать.
67. [36] __ __ [Бог]: день - ночь, зима - лето, война
- мир,
изобилие - голод [все противоположности. Этот
ум] изменяется подобно огню, который,
смешиваясь с благовониями, называется
различно, как различны удовольствия от
каждого из них.
67а. [О] Гиодос схоластик ad Chalcid. Plat. Tim. [Так
жизненное тепло, исходящее от солнца,
обеспечивает жизнь всему, что живет.
Принимая это положение, Гераклит делает
прекраснейшее сравнение психеи с пауком, а
тела - с паутиной. Подобно тому, как паук, - говорит
он, - находясь посреди паутины, чувствует,
лишь только муха повреждает какую-либо его
нить, и быстро туда бежит, как бы заботясь об
исправлении нити, - так и человеческая психея,
если какая-либо часть тела повреждена,
поспешно туда устремляется, как бы не
перенося повреждения тела, с которым
соединена крепко и соразмерно].
68. [129] Ямвлих de myst. I 11. [Поэтому справедливо
Гераклит называл эти «средства»]
лекарствами [так как они исцеляют психеи от
ужасного и предохраняют их от жизненных
несчастий].
69. [128] __ __ V 15. [Следует различать два вида
жертв: одни [жертвы] приносятся людьми
совершенно чистыми, как это изредка может
иметь место у какого-либо одного человека,
по словам Гераклита, или же немногими
мужами, которых легко перечесть. Другие [жертвы]
- материальные
и т. д.].
70. [к 79] __ de anima. Детские игры [говорил он про
человеческие мысли].
71. [к 73} Марк Антонин IV 46 [после 76]. [Следует
помнить также о том], кто забывает, куда
ведет путь.
72. [93} __ __ С тем, с чем они имеют наиболее
непрерывную связь, - со [всеуправляющим]
логосом они враждуют, и то, с чем они
встречаются ежедневно, кажется им чуждым.
73. [94] __ __ Не следует действовать и говорить
подобно спящим [ибо и во сне кажется, что мы
действуем и говорим].
74. [к 97] __ __ [Не следует действовать, как [дети
родителей], т. е., говоря попросту, - как мы
переняли].
75. [90\ __ VI 42. [Спящих, предполагаю я, Гераклит
называет] работниками и сотрудниками того,
что происходит в космосе.
76. [25] Максим Тирский XII 4 р. 489 {после В 60. 62}.
Огонь живет земли смертью, и воздух живет
огня смертью; вода живет воздуха смертью,
земля - воды [смертью]. Огня смерть - воздуха
рожденье и воздуха смерть - воды рожденье. Из
смерти земли рождается вода, из смерти воды
рождается воздух, [из смерти] воздуха - огонь,
и наоборот.
77. [72] Нумений fr. 35 (у Порфирия). Для психеи
- услада
или смерть: [смерть - стать влагою, услада же
для них - вступление в жизнь. В другом же
месте он говорит:] Мы живем их смертью, и они
живут нашей смертью.
78. [96] Ориген с Сels VI 12 р. 82, 23 [как 79 и 80 из
Целъса]. Человеческий образ мыслей не
обладает разумом, божественный же обладает.
79. [97] __ __ [после 78]. Младенцем слывет муж для
божества, как мальчик - для мужа.
80. [62]- - У1 42 Следует знать, что война
всеобща и правда - борьба и что все
происходит через борьбу и по необходимости.
81. [срв. 138] Филодем Rhet. 1 с. 57. 62 [из стоика
Диогена}. [Ораторское обвинение устремляет
к этому пункту все свои тезисы и, по
Гераклиту, оно] ведет к тому, чтобы зарезать.
82. [99] Платон Hipp, maior. 289 А. Прекраснейшая
обезьяна отвратительна по сравнению с
человеческим родом.
83. [98] __ __ В. Мудрейший из людей по сравнению
с богом покажется обезьяной в отношении
мудрости, красоты и всего прочего
84. [83. 82] Плотин Enn. IV 8, 1. В изменении
покоится. Тяжелый труд: у одних и тех же
работать и быть под началом.
85. [105} Плутарх Coriol. 22. С сердцем бороться
трудно: всякое желание покупается ценою
психеи.
86. [116} __ __ 38. [Большинство божественных дел]
ускользает от понимания благодаря неверию.
87. [117] __ de and. 7 р. 41 А: Неразумный человек
способен увлечься любым учением.
88. [78] __ consad Apoll. 10 р. 106 Е. Одно и то же в нас -
живое
и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и
старое. Ведь это, изменившись, есть то, и
обратно, то, изменившись, есть это.
89. [96] __ de superst. 3 р. 166 с. Для бодрствующих
существует единый и всеобщий космос [из
спящих же каждый отвращается в свой
собственный].
90. [22} __ de Е 8 р. 388 Е. На огонь обменивается
все, и огонь - на все, как на золото - товары и на
товары - золото.
91. [41. 40] __ __ 18 р. 392 В. В одну и ту же реку
нельзя войти дважды [по Гераклиту, и нельзя
дважды застигнуть смертную природу в одном
и том же состоянии, но быстрота и скорость
обмена] рассеивает и снова собирает ее, [а
лучше сказать не снова и не после, но
одновременно] она [образуется и погибает]
приближается и удаляется.
92. [12] __ de Pyth. or. 6 p.,397 А. Сивилла неистовыми
устами произносит угрюмое, неприкрашенное
и неподмазанное, и речь ее звучит сквозь
тысячелетия, ибо она побуждаема божеством.
93. [11] __ __ 18 р. 404 Д. Государь, чей оракул
находится в Дельфах, не говорит и не
скрывает, но знаками указывает.
94. [29] __ __ de exil. 11 р. 604 А. Солнце не перейдет
своей меры, иначе его бы настигли Эринии,
помощницы Правды.
95. [108] Плутарх Sympos III pr. 1 р. 644 F. Невежество
лучше скрывать, но это затруднительно при
распущенности и за чашею вина.
96. [85] __ __ IV 4, 3 р. 669 А. Трупы следует
выбрасывать скорее, чем навоз.
97. [115] __ an seni resp. 7 p. 787 С. Собаки лают на тех,
кого они не знают.
98. [38] __ /ас. lun. 28 р. 943 Е Психеи обоняют в Аиде.
99. [31] __ aqu, et ign. 3 p. 98 С. Если бы солнце не
существовало, - несмотря на остальные
светила, была бы ночь.
100. [34] __ __ Qu. Plat. 8, 4 р. 1007 Д. ...Периоды. Солнце,
их управитель и наблюдатель, устанавливает,
руководит, назначает и обнаруживает
переходы и времена года, которые все
приносят [по Гераклиту].
101. [80] __ adv. Colot. 20. 1118 С. Я исследовал самого
себя.
101 а. [15] Полибий XII 27. Глаза - более
точные свидетели, чем уши.
102. [61] Порфирий к Д 4. У бога прекрасно все, и
хорошо, и справедливо, люди же одно считают
несправедливым, другое - справедливым.
103. [70] __ к Е 200. Общи начало и конец у
периферии круга.
104. [Ilia] Лрокл in Ale. 1 р. 525, 21. Каков у них ум,
или разумение? Народным певцам они верят, и
учитель для них - толпа, ибо не знают они, что
"многие - плохи, немногие же - хороши".
105. [к 119] Схолии Нот А. Г. к XXIII 251. [Из этого
места - "Илиада" 18, 251: "Ночью они родились"
- заключает
Гераклит, что Гомер был] астрологом, [а также
из следующего - 0, 478: «Никто из смертных, думаю
я, не избежал своей судьбы»].
106. [120] Сенека ер. 12,7. Один день равен
всякому другому.
107. [4] Секст Эмпирик VII 126. Плохие свидетели
для людей глаза и уши тех, которые имеют
грубые психеи.
108. [18] Стобей flor. I 174. Никто из тех, чьи
учения я слышал, не дошел до признания, что
мудрое от всего отлично.
109. [108] __ __ 175. Скрывать невежество
предпочтительнее, чем обнаруживать его
публично.
110. [104а] __ -- 176. Не лучше было бы людям, если
бы исполнялось все, чего они желают.
111. [104b] __ __ 177. Болезнь приятным делает
здоровье, зло - добро, голод - насыщение,
усталость - отдых.
112. [107] __ __ 178. Мышление - великое достоинство,
и мудрость состоит в том, чтобы говорить
истинное и чтобы, прислушиваясь к природе,
поступать с ней сообразно.
113. [91] __ __ 179. Мышление обще всем.
114. [91b] __ __ 179. Тем, кто желает говорить умно,
должно укрепить себя этим для всех общим,
как город, законом и много крепче. Ведь все
человеческие законы питаются единым
божественным, который простирает свою
власть, насколько желает, всему довлеет и
над всем одерживает верх.
115. [О] __ __ 180а. Психее присущ
самовозрастающий логос.
116. [106] __ __ V 6. Всем людям свойственно
познавать самих себя и мыслить.
117. [73] __ __ 7. Невозмужалый отрок ведет
опьяневшего мужа, который шатается и не
замечает, куда идет, ибо психея его влажна.
118. [74-76] __ __ 8. Сухое сияние - психея мудрейшая
и наилучшая.
119. [121] __ __ IV 40, 23. Образ мыслей человека - его
божество.
120. [30] Страбон I в р. 3. Востока и запада
пределы: Медведица и против Медведицы - гора
сверкающего Зевса.
121. [114] __ XIV 25 р. 642 Диоген IX 2. Правильно
поступили бы эфесцы, если бы все они,
сколько ни есть возмужалых, повесили друг
друга и оставили город для
несовершеннолетних, - они, изгнавшие
Гермодора, мужа наилучшего среди них, со
словами: "да не будет среди нас никто
наилучшим, если же таковой окажется, то
пусть он живет в другом месте и среди других".
122. [9] Сеида. . .Приближение...
123. [10] Фемистий or. 5 р. 69. Природа любит
скрываться.
124. [к 46] Феофраст Metaphys. 15 р. 7 а 10 Usen.
Прекраснейший космос [был бы] как бы куча
copу,
насыпанная как попало.
125. [84] Феофраст de vert. 9. И кикеон разлагается,
если его оставить без движения.
125а. [О] Цец ad Aristoph. Plat. 88. Да не покинет вас
богатство, эфесцы, чтобы вы срамились своей
подлостью.
126. [39] __ schol. ad. exeg. II p. 126 Herm. Холодное теплеет,
теплое холодеет, влажное высыхает, сухое
увлажняется.
|