Андрей | Дата: Понедельник, 28.07.2014, 01:13 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Статус: Offline
| Следуя твоему совету, Виктор, открываю эту тему для нового фрагмента. Интересно услышать твое мнение.
55. ὅσων ὄψις ἀκοὴ μάθησις, ταῦτα ἐγὼ προτιμέω.
Сверх-видимое, слышимое и познаваемое - это я почитаю.
Этот перевод качественно отличается от всех общепринятых. Но он учитывает слово ὅσων (великое), которое не учитывается в переводах типа: "Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю." И изменение смысла делает его более соответствующим учению Гераклита. ИМХО.
|
|
| |
AVictor | Дата: Вторник, 29.07.2014, 22:47 | Сообщение # 2 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 9
Статус: Offline
| Андрей, мне трудно судить насколько точно слово ὅσων переводить как "великое" и "сверх-...". В существующих переводах оно либо фактически опускается, либо понимается как синоним слова "все", насколько я могу судить. Так у Маковельского фрагмент начинается "Все то...". У Burnet: these things (ὅσων + ταῦτα). Примерно так же у остальных. Т.е. как что-то, отдельная от остального группа чего-то. У Маковельского "все" есть, но распространяется только на группу доступную зрению, слуху и изучению индивида.
А идея, что слово ὅσων использовано Гераклитом для подчеркивания величины (величия) и даже не только общности, а даже всеобщности того, о чем идет речь, интересна. Могу даже предложить вариант прочтения (не перевода, наверно все-таки) фрагмента, подчеркивающем, что в нем речь идет не об отдельном чем-то, а о чем-то общем:
Все видеть, слышать, изучать, это я предпочитаю. А что, интересный вариант получается и близкий к тексту.
А о "сверх-видимом", о том, что люди не слышат, не видят, хотя и сталкиваются с этим постоянно, Гераклит говорит довольно много. По большей части упирая на то, что для того чтобы увидеть многое, услышать, нужно иметь "неварварскую душу", уметь понимать не только внешнее, но и внутреннее (Логос происходящего), нужно уметь увидеть сам невидимый внутренний закон и т.д.
Ты это имеешь в виду? Но тогда нужно говорить и о "сверх-видимом", и о "сверх-слышимом". Но вот если мы заговорим о "сверх-познаваемом", то тут мы, боюсь, сразу же уйдем очень и очень далеко от Гераклита. Мне думается, этот момент нужно бы прояснить.
|
|
| |